Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

Алексей Васильевич Кравченко

 

 

Николаевский Сочельник:

детский взгляд из ХІХ века 

Сто пятьдесят с лишним лет назад, как и сейчас, новогодние праздники являлись одними из самых значительных в жизни населения страны. Правда, центральное место, все-таки, занимал не сам Новый год, а Рождество Христово, вернее – предрождественский Сочельник. Это и понятно: люди были верующими, церковь не отделена от государства, а летоисчисление велось «от Рождества Христова»

Тем более что Рождество наступало раньше Нового года. Это уже при введении большевиками в соответствии с Декретом от 26 января 1918 года западноевропейского григорианского календаря так перемудрили с датами, что они поменялись местами. Во всем остальном христианском мире, несмотря ни на какие календари, порядок празднования сохранился прежний: Рождество - Новый год.

Рождественские праздники, длящиеся до самого Крещения, отмечались и в корабельной Николаевской стороне. Уроженец Николаева, Николай Платонович Карабчевский, в своих воспоминаниях описывает атмосферу этих праздников на срезе 1857-1858 годов. Конечно, это детские впечатления, причем ребенка из знатной помещичьей семьи, но именно они, очень яркие и по-детски правдивые, позволяют нам взглянуть на праздничный быт наших горожан спустя полтора столетия.

Итак, за стол не садились, ждали первой звезды на небе (по Библейскому преданию она возвестила о рождении Христа), хотя все были в сборе. Функцию «наблюдателей», как правило, выполняли дети, во все глаза глядящие еще в светлое небо. После восхождения первой звезды (ее, кстати говоря, видели сразу все, причем,… в разных частях неба) детвора со всех ног устремлялась к взрослым, чтобы сообщить эту весть и присоединиться к начавшемуся ужину.

 «Стояли тихие, чуть-чуть морозные, как бы подернутые легким туманом сумерки. Розоватое небо кое-где уже начало густо сереть и, вдруг, разом потемнело и, в ту же секунду, появилась не одна звезда, которую мы искали, а вся масса звезд усеяла сплошь почерневшее небо. Я опрометью бросился в комнаты возвестить о радостном событии» (Н.К.).

В семьях местной аристократии ужины сочельников проходили особенно торжественно. В особняке, посреди большого зала устанавливалась и убиралась большая елка. Для детишек делались «кукольные елки», которые ими же и наряжались.

В большой, празднично украшенной столовой, накрывались столы, за которыми присутствовали все родственники, даже самые дальние. Для детей угощение ставилось отдельно, однако, в общем присутствии взрослых.

Убранство стола отличалось размахом, но соблюдением церковных канонов о принятии пищи в христианские праздники: «Сколько подавалось разных блюд! Правда, все только постных, но превкусных. А на столах, в больших, искрящихся графинах, пенилось темное пиво и светлый мед. К праздникам эти напитки, изготовляемые в Кирьяковке, привозились в бочонках на воловьих подводах, вместе с ящиками, набитыми соломой, в которой были аккуратно уложены бутылки разных настоек и наливок» (Н.К.).

Обязательным на столе (независимо, кстати, от сословного состояния) было наличие левашников (поджаренные вареники с вишневым вареньем внутри), взвара из сухофруктов, а также кутьи. Разница в социальном положении проявлялась, пожалуй, только в ингредиентах для приготовления этих блюд. Так, в богатых семьях кутья была рисовой, с добавлением изюма и миндаля. На столе же рабочих и прочего простого люда кутья варилась из пшеницы (реже овса), а для «приправы» использовался мед.

После ужина начинались развлечения: елку зажигали, кто-то садился за музыкальный инструмент (как правило, рояль), а остальные присутствующие водили хороводы. Да-да, именно в канун Рождества, а не в новогоднюю ночь. При этом над городом не гремели петарды и салюты, вошедшие в нашу жизнь с подачи легкой руки китайских умельцев товаров широкого потребления. Не устраивались пьяные «задушевные» разборки в поисках ответа на один из самых главных вопросов бытия «Кто виноват?». Кстати, не было еще и моды на переодевание в карнавальные костюмы (для этого устраивались специальные костюмированные балы). По-настоящему семейный праздник представлял собой уютно-тихое и размеренно-торжественное действо.

Детвора разбирала подарки, оставленные для них возле Рождественской красавицы. В ту пору, не отличавшуюся наличием широкого спектра компьютерных игр, а также различных радиоуправляемых моделей танков, машин, вертолетов и т.д., высшим наслаждением для мальчика, например, было получить в подарок лошадь: «…совсем как настоящая, большая, вся в шерсти, с седлом, которое можно было, отстегнув подпругу, снимать и вновь надевать. Раньше у меня было много игрушечных лошадей, и в упряжке, и под седлом, но все были гораздо меньше. Эту же я едва-едва мог двигать, а вставив ноги в стремена, на ней можно было ,,ехать галопом", т. е. качаться сколько угодно» (Н.К.).

Для детей из простонародья основным развлечением в Сочельник являлось «ходить со звездой». Большая звезда мастерилась из бумаги, оклеивалась золоченой бумагой, наподобие фольги, и ярко разрисовывалась.

Десятки мальчишек и девчонок со Слободки отправлялись колядовать в город. Они ходили из дома в дом, «вертели звезду» и пели. Хозяева, независимо от достатка, обязательно впускали «звездных» детей в дом, одаривая их сладостями и деньгами, веря в то, что колядующие приносят счастье и достаток.

В Рождественское утро по домам Николаевских жителей ходили «славить Христа» также священники с певчими из местных церквей, освящали домовладения и хозяев. К зажиточным и знатным горожанам такого рода посетители приезжали сразу из нескольких церквей.

Новый год праздновался гораздо скромнее. Не было ломящихся от еды столов, огней на елках и хороводов вокруг них. Скорее это была своеобразная дань дате и не более того. Оркестры флотских экипажей, расквартированных в Николаеве, заполняли центральную часть города музыкой, насладиться которой мог каждый прохожий.

 «В день нового года я проснулся под звуки духовой музыки. Может быть так бывало и раньше, но я этого не помнил. Теперь же я, полуодетый, кинулся к окну столовой, выходившей во двор, и увидел, что посреди двора стояли кругом музыканты в флотской форме и один, с белой палочкой в руке, стоявший в середине круга, командовал, как им играть. Самый плотный из всего хора музыкант страшно надувал свои щеки, выдувая басовые ноты из огромной трубы, перекинутой через его плечо» (Н.К.).

В конце таких концертов оркестр в обязательном порядке исполнял государственный гимн «Боже Царя храни», при этом многие слушатели крестились и молились за здоровье Государя.

Завершались Рождественские празднества еще одним церковным, а стало быть, и всеобщим праздником – Крещением. После этого до самой Масленицы и Прощеного воскресения наступало некоторое затишье в городских гуляниях.

Своеобразным развлечением в этот день, не учитывая обязательный ритуал службы в церквях и омовения в речных прорубях, для Николаевцев были «домашние» представления. Их давали дети для взрослых, иногда в постановке участвовали и все члены семьи. Н.П. Карабчевский описывает импровизированную театральную постановку, подаренную прислугой при участии матросов флотского экипажа.

В день представления их «Ванька» был весь в хлопотах: собрал со всего дома самые разношерстные ширмы, ставил и переставлял их, пока, наконец, установил их в одном из концов залы так, что выходила, как бы, комната. В самой ее середине он поставил одно золоченое кресло, взятое из гостиной, объявив, что это будет «дворец Герцога».

Примечательно, что даже «царские одежки», состоящие из длинного синего балахона, усеянного оранжевыми треугольниками, и короны из золоченной бумаги, были пошиты слугами «для увеселения господ» самостоятельно.

В первые ряды от импровизированной сцены установили кресла для хозяев дома, а далее – несколько рядов стульев для остальной публики, состоящей из соседей, флотских офицеров и детворы. Почти у входа, сбившись в одну кучу, расположились «дворовые» люди: горничные и стряпухи, кучера и прачки, то есть прислуга. Заметьте, несмотря на своеобразную градацию по сословиям, которая заключалась в близости зрителей к сцене, прислуга, состоящая из крепостных (крепостное право отменят только спустя три года), смотрела спектакль вместе с хозяевами.

 «Представление началось еще засветло так, что, когда актеры стали появляться, видно было, что бороды у них мочальные, а лица густо разрисованы» (Н.К.).

Несмотря на простоту действия и его незамысловатый сюжет («герцог» отдавал приказ привести «непокорного сына Адольфа», а другой актер уходил и возвращался с тем самым непокорным Адольфом несколько раз), «спектакль» всем понравился. Скорее оттого, что был поставлен простыми людьми, искренне и без всякого раболепия перед господами.

После этого начались развлечения попроще и попривычнее: «…Иван, не успевший переодеться, лихо играл на гармонике, а какой-то матрос, одетый "по мужицки" сплясал казачка и так бойко шел "в присядку", что всё ширмы дрожали и их другие актеры, повысунувшись, стали придерживать» (Н.К.). Выдумка главных участников праздника была честно оплачена доброй хозяйкой, как деньгами, так и угощением за отдельно накрытым столом. 

Минуло 157 лет с описываемого времени. Церковные праздники, как и сама религия, преследовались, менялось население города и сословия у власти. Даже атмосфера праздников претерпела изменения. Однако до сих пор этот временной отрезок в несколько дней (а у некоторых и более), на стыке уходящего и приходящего годов остается самым главным праздником практически для каждой семьи.

Хочется, чтобы они действительно были семейными и несли добро в каждый дом и в каждое сердце наших горожан.

*   *   *

 

 

Николаевские удильщики сто лет назад 

Многие из нас любит сидеть на водоеме с удочкой, особенно на тихой зорьке, с замиранием глядя на поплавок в ожидании поклевки. Ради этого люди предпочитают уединиться в тишине, полностью погружаясь в рыбалку. Кажется, что в такие моменты они соединяются с окружающей природой.

Сегодня в Украине, в частности, в Николаевской области, рыбаков-любителей объединяет Украинское общество охотников и рыболовов. Однако, немногие из нас знают, что сто с небольшим лет назад в Николаеве действовало «Общество любителей рыболовов-удильщиков», объединявшее тех, кто любил посидеть на водоеме. Причем именно с удочкой, и только с удочкой!

Вообще, начало деятельности таких обществ на просторе Российской империи положил выдающийся автор большого количества популярных статей о рыболовных снастях, технике ужения и особенностях ловли рыбы барон Павел Гаврилович Черкасов. Именно благодаря этому человеку 18 декабря 1903 был основан Русский Союз рыболовов-удильщиков. П.Г. Черкасов был страстным «удильщиком» и популяризатором новых способов ловли на удочку, например, на спиннинг, который тогда только был изобретен в Англии.

Барон Черкасов одновременно являлся и главным редактором журнала «Вестник Российского Союза рыболовов-удильщиков», который издавался с 1904 по 1908 годы. Это издание публиковало достаточно передовые для того времени статьи о рыбоводстве и рыбной ловле.

«Вестник» просуществовал недолго. Однако пример, поданный журналом, Союзом и лично П. Черкасовым, оказался «заразительным» - вскоре распространились новые издания рыболовной литературы и объединения рыболовов-удильщиков.

Николаевское Общество любителей рыболовов-удильщиков появилось и действовало на основании соответствующего Устава, который был утвержден постановлением Николаевского Особого Городского по делам о Общества Присутствия от 7 марта 1914 года, подписан Николаевским градоначальником вице-адмиралом А.И. Мязговским и внесен в соответствующий реестр под № 27.

Этот учредительный документ представляет собой достаточно классическую форму с точки зрения основания общественных объединений. За сто лет составления уставов, их структура почти не изменилась. Он содержит цель Общества, права и обязанности его членов, характеристику органов управления и средств, на которые существует Общество, порядок проведения собраний, а также прекращение деятельности.

Николаевское Общество любителей рыболовов-удильщиков, в соответствии с Уставом ставило перед собой следующие цели:

- содействие в объединении рыбаков-любителей и установления живого обмена мнениями между ними;

- ведение правильного рыболовства и рыборазведения, а также улучшение способов рыбной ловли удочкой (!)

- размножение рыбы и ее охрана от уничтожения всевозможными сетками, переметами, острогами, накидками, а также преследование рыбаков-хищников, которые занимаются добычей рыбы вопреки интересам рыбоводства;

- распространение понятий о правильных рыболовстве и рыбоводстве, а также о мерах по сохранению и увеличению рыбных богатств местного края;

- изучение пород местных рыб, их жизни, характера и привычек, а также размножение ценных пород рыб, обитающих в местных реках и озерах.

Среди привычных для нас прав, которые имело Общество, были и такие, которые вызывают настоящие восхищение и гордость за наших земляков. Так, Общество имело право ходатайствовать перед правительственными и общественными учреждениями о ссудах и пособиях на создание рыборазводных заводов и показательных запруд; проводить публичные чтения и выставки; издавать журнал или газеты, специально посвященные вопросам рыбоводства и рыболовства, а также выпускать сборники и книги по этим вопросам; иметь библиотеку и музей с постоянной выставкой. 

Общество имело собственную печать с надписью: «Николаевское Общество рыболовов любителей-удильщиков». Количество членов Общества было неограниченным, при этом все они распределялись на две категории: «действительные члены» и «соревнователи».

Данная рыболовная общность была достаточно демократическим образованием, как для того времени, поскольку членами Общества могли быть лица обоего пола - как мужчины, так и женщины (!), а также всех сословий, достигших гражданского совершеннолетия (по общему правилу - 21 год). Исключение составляли лица, находившиеся на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров (аналог нынешних военнослужащих- «срочников»), а также ограниченных в правах по суду. При этом, несовершеннолетние могли быть членами Общества на правах «соревнователей»

Помимо прочего, Устав предусматривал порядок избрания в члены Общества, их права и обязанности. К членам Общества его Правлением избирались все желающие, которые соответствовали условиям для вступления, оплатили установленный взнос и были предложены к принятию не менее как шестью действующими членами. К слову, ежегодный членский взнос составлял: для «действительных членов» - не менее 5 руб., а для «соревнователей» - не менее 3 руб. Для сравнения, средняя заработная плата рабочего в то время составляла около 20-22 руб. в месяц. То есть, взнос был чисто символическим.

«Действительные члены» пользовались в равной степени правами по участию в деятельности Общества, а члены-«соревнователи» - только правом совещательного голоса на собраниях и ни на какие должности избранными быть не могли.

Все члены Общества должны были неукоснительно соблюдать действующие законы о рыбной ловле и рыбоводстве, а за нарушение Устава и установленных правил могли временно лишаться права ловли в угодьях Общества или исключаться из числа его членов большинством в 2/3 голосов присутствующих на собрании лиц. К сожалению, проекты таких законов, разработанные именно благодаря обществам любителей-удильщиков, так и остались проектами. По сути, в отдельных местностях действовали собственные правила, на которые смотрели «сквозь пальцы» (Уставы «О рыболовстве», имевшие силу закона, были утверждены императором только для Великого княжества Финляндского в 1902 году и Царства Польского).

Следует отметить, что «юрисдикция» Николаевского Общества любителей рыболовов-удильщиков распространялась лишь на пределы Николаевского градоначальства - административно-территориального образования, действовавшего с 1900 по 1917 годы. Градоначальство включало непосредственно г. Николаев, а также прилегающие земли (посады) и хутора: Водопой, Широкую Балку, Богоявленск, Соляные, Мешково-Погорелово, Кульбакино, Аляуды, Соляные, Инвалидные хутора. За пределами Градоначальства правила, установленные Обществом, не имели никакой силы.

Говоря об Обществе, необходимо сказать несколько слов об органах управления им. Руководство этим союзом (так называемое, «заведование делами») осуществляло Правление, состоящее из шести членов, а именно: председателя, товарища (заместителя) председателя, двух членов, казначея, секретаря и двух кандидатов. Оно избиралось закрытым голосованием на срок не менее одного года. Лица, которые входили в состав Правления, выполняли свои обязанности безвоздмездно.

Общество имело также собственные средства, которые, кроме взносов его членов, состояли также из штрафов за невыполнение Устава и правил, а также платы за лекции, выставки, приготовление снастей и принадлежностей. Непосредственно в помещении организации могло храниться не более 25 руб. Все остальные средства должны были размещаться в Государственном(!) кредитном учреждении.

Для проверки финансовой деятельности Общества создавалась и действовала Ревизионная комиссия в составе трех членов и двух кандидатов. При этом, такая проверка должна была осуществляться не менее трех раз в год.

Вопросы деятельности Общества рассматривались на его собраниях - годовых или чрезвычайных. Причем, председатель Правления не имел права председательствовать на собрании. Для этого избиралась другое лицо из числа присутствующих. В случае необходимости могли создаваться временные комиссии для обсуждения и разработки отдельных специальных вопросов. Интересно, что о времени, месте и предметах занятий собраний Общества доводилось каждый раз заблаговременно до сведения начальника местной полиции (полицмейстера), а о лице, избранном в должность председателя Общества, должно быть доведено до сведения местного Градоначальника. Ему же предоставлялась и копия годового отчета о деятельности Общества.

Отдельно следует остановиться на учредителях Николаевского Общества любителей рыболовов-удильщиков, фамилии, состояние и должности которых отражены в Уставе:

- присяжный поверенный В.Д. Шеховцов;

- полковник в отставке В.Ф. Вереденко;

- крестьянин А.Н. Иванов;

- полтавский казак Д.Л. Сердюк;

- сын коллежского советника М.С. Заполенко;

- коллежский регистратор С.К. Волобуев;

- коллежский асессор П.В. Шеховцов.

Обращает на себя внимание сословный состав учредителей: казак и крестьянин рядом с полковником (пусть и в отставке) и чиновниками. Общие интересы рыбаков сводили на нет разницу в гражданском состоянии. История сохранила для нас также должности, которые занимали некоторые из них, как в официальной, так и в общественной жизни Николаева.

Присяжный поверенный (адвокат в современном понимании) Василий Дмитриевич Шеховцов занимал должность Старшины консультации присяжных поверенных и их помощников, а также был членом Правления Николаевского благотворительного общества.

Коллежский асессор Петр Васильевич Шеховцов (сын предыдущего учредителя) - чиновник особых поручений при Градоначальнике А.И. Мязговском (достаточно серьезная должность для молодого человека, как на то время).

Коллежский регистратор Симон Киприанович Волобуев работал помощником торгово-финансового отделения Городской управы - заведующим арендным делопроизводством.

Но наиболее «многоликим» рыбаком оказался сын коллежского советника Михаил Сергеевич Заполенко. Его официальная должность - делопроизводитель торгово-финансового отделения Городской управы. Одновременно с этим М.С. Заполенко принимал активное участие в деятельности различных общественных организаций города: член Правления ссудо-сберегательной кассы служащих городского управления конно-железной дороги; председатель Правления кассы взаимопомощи на случай болезни, смерти и потери трудоспособности (канцелярия при Городской управе); член Ревизионной комиссии Отделения Российского общества защиты животных.

В то же время, кроме текста утвержденного Устава, не сохранилась информация о деятельности Общества, о том, выдавались ли им собственные периодические издания и др. Через полгода после его создания и регистрации разразилась Первая мировая война, за которой последовал вихрь исторических событий в виде двух революций, гражданской войны с изменениями властей, массовой эмиграции, установление «диктатуры пролетариата». Полагаем, что в этих условиях нашим землякам было немного не до проблем рыбоводства и рыбалки.

В советское время каких только организаций и обществ не создавалось: от ОСВОДа и ОСОВИАХИМа - до «Общества землеустройства еврейских работников» и «Общества урологов». Были и объединения рыболовов-любителей... Но будем помнить, что первым из них было Николаевское Общество любителей рыболовов-удильщиков и объединяло оно настоящих патриотов рыбной ловли и рыбоводства, которые в первую очередь ставили перед собой цель сохранить многообразие природы родного края.

Честь, хвала им и низкий за это поклон!