Степан Сергеевич Чигинцев
Сказка о садовнике
В одном королевстве жил садовник. У него не росли розы, яблони засыхали и совершенно не цвели фиалки.
Об этом садовнике знало всё королевство, ведь его сад давно стал известен своей безрадостной голой землёй.
Если проходил странник из далёкой страны, то он непременно удивлялся необычайностью этого явления.
Только представьте себе королевство, утопающее в роскошной зелени, благоухающее тысячами прекрасных цветов, и в самом его центре – голый кусочек земли. Поневоле остановишься и спросишь, кто здесь живёт. И какое же будет ваше удивление, когда вам ответят: «Здесь живёт знаменитый садовник Посквиль».
А всё потому, что он совсем не умел отказывать. Сутки напролёт он помогал другим людям, работая в их садах.
— Посквиль, вы бы могли посмотреть, правильно ли я сажаю яблоню?
— Милый садовник, взгляните на мои розы, с ними что-то случилось, а я не пойму, что…
— Ах, Посквиль, вы такой умелый и талантливый человек! Я видела, как чудесно цветут огурцы у моего соседа, и он сказал, что это ваших рук дела! Помогите мне с помидорами!
И так далее, и тому подобное. Просьб становилось всё больше, и у Посквиля совсем не осталось времени для своего сада.
Он успевал лишь подготовить почву для посадки, и ему еле хватало времени поддерживать её в таком виде. Поэтому в прекрасном пышном Королевстве был совершенно голый кусочек земли.
Королевство славилось своей красотой, а садовник, который вырастил все растения в нём, остался ни с чем.
Когда приходило время собирать урожай, соседи везли товар на рынок и получали большую прибыль.
Садовника кормили со своего урожая, забывая, что деньги ему тоже могут пригодиться.
А так как продать садовник ничего не мог, то жил он в постоянной нужде, но об этом никому не говорил. То ли гордость мешала, то ли верил, что когда-нибудь своё обязательно получит.
Тем не менее, из-за отсутствия денежных средств, он не мог насладиться всеми благами, что давало Королевство.
И вот однажды садовник захотел жениться. И тут он с горем обнаружил, что не сможет прокормить семью. Кто пойдёт за него замуж, если у него нет ни гроша? И кто поймёт, почему у знаменитого садовника такая голая, пустынная земля?
В одно прекрасное утро Посквиль занялся своим садом. Он посадил чудесные цветы, фруктовые деревья и немного овощей.
Только чтобы это всё взошло и дало урожай, нужно время. А терпения у садовника уже давно не стало. Поэтому он, бросая одно, сажал другое. Не дождавшись всходов, брался за третье. Потом в отчаянии возвращался к первым посадкам, но те успевали зачахнуть без его внимания. Ведь их нужно поливать и следить за их ростом.
А соседи тем временем приставали:
— Помоги посадить огурцы, вылечить деревья – и тебе с урожая дадим!
Посквиль легко отвлекался и понимал это. Ему нужно было постоянно уделять внимания своим саженцам, пока те не дадут плоды.
Однажды на его участок зашла девушка и восхитилась красотой его грядок. Посквилю было приятно, хотя он видел, что до урожая ещё далеко. Но девушка так искренне его поддерживала и верила в него, что он изо дня в день уделял всё больше внимания своему огороду.
Когда Посквиль отвлекался и убегал помогать соседям, девушка появлялась у него на пути и как бы невзначай упоминала, какие прекрасные ростки у него в огороде. Посквиль возвращался и поливал их, а затем опять бежал к соседям.
Его мучила совесть перед девушкой, когда он покидал свой огород. Так, на удивление самому себе, садовник стал каждый день следить за своими питомцами.
Деревья крепли, ростки цвели. На некоторых уже даже появились маленькие плоды!
Девушка искренне радовалась за своего знаменитого друга. Она всегда смотрела на него с восхищением, даже когда ещё ничего не росло.
А Посквиль почувствовал, как в нём что-то изменилось. Он понял, что соседи прекрасно справляются и без него. Что, в первую очередь, нужно заботиться о своём саде, а потом уже помогать другим.
Теперь соседи ходили к нему за советом, а Посквиль мог на примере своих растений учить их, как и что нужно делать.
Вскоре сад разросся, а Посквиль женился на девушке, что верила в него с самого начала. Ведь лучшей жены ему не найти!
Так всё стало на свои места. Знаменитый садовник Посквиль стал действительно знаменит своим садом! И получал большую прибыль со своего урожая!
Горький пирог
В одном непростом селе каждый день на столе появлялся необычный пирог. Одна половина его была сладкая, а другая горькая.
Так повелось, что сладкую сторону ели только женщины, а горькую — мужчины. Но в одной семье мужик повадился кусать со сладкой стороны.
Жена была недовольна и вечно ворчала. Она даже старалась показывать пример, откусывая горькие куски пирога. Она так увлеклась, что мужику оставалась лишь сладкая часть: всю горькую половину съедала любимая.
Так они не заметили, что каждый стал есть не свою долю пирога. Из-за этого происходили ссоры и недопонимания.
Однажды, наевшись горького пирога, жена ушла в лес за дровами. А муж, полакомившись сладкой стороной, лёг на печь шарфик вязать на зиму.
В лесу жена заблудилась и оказалась на волшебной поляне. На ней в изобилии лежали сладкие пироги. И не было у них горькой стороны.
Жена была голодна и отломила один кусочек. Он ей показался слишком сладкий, но она съела весь пирог. Горечь во рту пропала, и стало как-то легко на душе. Напевая весёлую песенку, женщина вернулась домой.
Смотрит, а муж дрова принёс, колет и в поленницу их складывает.
— Как ты ушла, захотелось горького пирога! – говорит он ей. – И тут чудо! Появилась новая порция на столе! Свою половину я съел, а тебе осталась сладкая!
Жена поцеловала мужа в щёчку, обняла и пошла обед готовить.
С тех пор каждый ест свою половину. Жена – сладкую, а муж – горькую.
Вот такая сказка!
А что за стеной?
В одном доме жили десять человек. Там было всё, что необходимо для жизни, но не было окон. Из дома никто и никогда не выходил с самого рождения, поэтому считалось, что за пределами стен ничего нет.
Один любопытный по имени Ботан приставал ко всем с расспросами: что и как? Также он замечал двери в доме, но назначения их не знал.
Другого звали Консерватор. И он говорил Ботану, что за стенами ничего нет. Да и жизнь проста. Вот стулья, стол, диван. Ходи, ешь, играй в шахматы.
Ботану от этого становилось немного скучно. Ему хотелось знать предназначение дверей. И своё тоже.
— Наше предназначение – играть в шахматы и придумывать другие игры! – важно заявлял Консерватор.
Третьего звали Светлячок, так как он мало ел, и многим казалось, что он светится в темноте.
Светлячок, недолго думая, вышел через дверь, что была у него в комнате. За ней он увидел фруктовый сад. Попробовал фрукты и понял, что они вкуснее той еды, что была в доме.
Набрав корзинку персиков, Светлячок с одуванчиком в волосах вернулся домой. Его как-то сразу все стали избегать. И пока он бегал за всеми из комнаты в комнату, одуванчик успел завянуть, а персики сам Светлячок и съел.
Светлячок ещё некоторое время кричал в спину убегавшим жильцам, что за дверью – фруктовый рай, но мало кто его слушал.
Четвёртого жильца звали Фантик, потому что он очень любил фантазировать.
Фантик вышел через дверь в своей комнате и увидел дорогу и много ехавших по ней машин. Вернувшись в дом, он рассказал Консерватор, что за дверью – много механизмов, и там немного страшно.
Консерватор сказал, что механизмы быть могут (чисто теоретически), но шахматы интереснее.
И всё-таки Фантика считали фантазёром (даже Светлячок, потому что он видел фруктовые сады). Но в одном Светлячок и Фантик были заодно – в том, что, кроме дома, есть что-то ещё.
Пятого звали Рома. Может, потому что он был романтиком. Наслушавшись историй Светлячка и Фантика, Рома вышел через третью дверь.
Он оказался на берегу залива, который впадал в океан. Бескрайние просторы потрясли Рому до глубины души. Он начал звать друзей, и только Светлячок пришёл на его зов.
Оба они бегали по берегу и махали руками. Затем Светлячок сводил Рому в фруктовый сад. Сначала через свою дверь, а потом и через улицу.
Забор отгораживал от них дорогу, поэтому её они не могли видеть. Уверенные, что есть океан и фруктовый сад, друзья вернулись в дом и начали рассказывать, какой мир на самом деле.
Фантик не верил, что мир такой. Он кричал, что кругом машины. А Рома говорил о чайках и солёном ветре. Заодно Рома, как бы между прочим, отмечал, что и фруктовый сад существует, и одно другому не противоречит, а даже дополняет.
Светлячок утвердительно кивал.
Шестого звали Петя. Он вышел из дома через дверь, что открыл Фантик, и не вернулся. Петя сел в первую же машину и уехал в другой город. Там он потерялся в толпе людей. После исчезновения Пети в доме как-то стало жутковато. Куда он пропал, и где сейчас – никто не знал.
Петя же открыл для себя целый мир.
В доме был траур несколько дней. И каждый представлял по-своему случившееся.
Консерватор вообще был уверен, что Петя просто исчез. То есть перестал существовать.
Фантик думал, что Петю съели механизмы, которые он видел на дороге.
Рома и Светлячок придумывали историю, как Петя ушёл в бескрайние просторы океана. Об этом океане они любили рассказывать много и долго.
Седьмого звали Боря. Он через люк на крыше выглянул наружу. Боря увидел огромные куски ваты, которые плыли в синем океане. Вернувшись, он взахлёб рассказывал всем, что Светлячок с Ромой правы, и океан существует! Только в нём парят огромные куски ваты и летают птицы. А берегов там нет. И фруктового сада тоже не видел.
Чтобы хоть как-то найти точки соприкосновения, Рома поддакивал Боре. Наконец-то они могут говорить о чём-то общем!
Таким образом, Рома мог теперь общаться с Борей на одну тему, а со Светлячком на другую. При этом он понимал, что Светлячок и Боря не найдут общий язык, так как Светлячок очень любил свой фруктовый сад.
К слову сказать, чтобы выйти через дверь определённого жильца, нужно пройти через его комнату. А каждому нравилось жить в своей комнате и не хотелось заглядывать к соседу, потому что если там окажется лучше, то придётся что-то менять в своей.
Восьмой, не выходя из дома, знал об устройстве мира, но никому не говорил. Жильцы даже не знали, как его звать. Он посмеивался над всеми, подшучивал и старался все двери держать закрытыми. Чаще всего он был на кухне и готовил еду.
Девятый писал рассказы. Ему нравилось создавать что-то, кроме этого дома. Звали его Творец.
Он писал рассказы о круглом шаре в невесомости, об огненной печи в пустоте. Придумывал названия этим шарам и называл их «планетами». Потом он начал писать о скоплении галактик, о «звёздах», которыми он называл огненные печи. Вообще у Творца было столько дел, что он целыми днями только и делал, что записывал свои рассказы.
Десятого звали… А, впрочем, не важно! Он общался со всеми, изучал рассказы Творца, слушал Фантика, Светлячка и Рому, наблюдал за действиями восьмого. Затем он собрал в рюкзак кое-какие вещи и вышел через дверь в своей комнате.
Десятый увидел забор, дорогу с машинами и небо над головой. Перелез через забор и увидел океан, а за углом – фруктовый сад. Затем увидел дорогу.
Он представил, как этот огромный шар вращается в пустоте вокруг звезды. А звёзды собираются в галактики.
Вернувшись домой, он подумал, что его не поймут. Он находил общий язык со Светлячком, только когда говорил о фруктах. С Фантиком он мог общаться, только когда упоминал о машинах. С Борей – когда говорил о небе, в этот момент ещё и Рома присоединялся.
Восьмой всё время подкалывал десятого. А Творец улыбался.
Десятый стал часто проводить время на улице. Изучал её со всех сторон. Обнаружил другие дома. И наблюдал, как иногда кто-то выходил, удивляясь, что есть что-то ещё.
А затем произошло невероятное. Дома исчезли. Каменные стены, потолки просто взяли и растворились в воздухе. И все вдруг увидели окружающий мир.
Консерватор закрывал глаза и не хотел ничего видеть. Ботан увидел всё, о чём читал. Восьмой тяжело вздохнул.
Остальные начали осваивать новую жизнь. Оказывается, все были правы в той или иной степени. Но полную картину видел Творец. Как ему это удавалось, никто не знал. Видимо, окружающий мир тоже является неким подобием дома, за стенами которого есть что-то большее.