Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Александр Васильевич Богомолов

(1949-2015)

 


Завод моей юности

У каждого есть то, чем он гордится. Предмет моей гордости – работа на прославленном Николаевском орденоносном судостроительном заводе имени 61 коммунара. Моя судьба была связана с заводом более девяти лет (1964 – 1973 гг.). Все началось с учебы в профессионально-техническом училище № 9, которое обеспечивало завод молодыми квалифицированными рабочими. Родные и близкие неоднозначно встретили мой выбор. Однако я считал и считаю, что качество и значение получаемого образования почти целиком зависит от того, насколько человек хочет и может получать новые знания. Интерес – великая движущая сила. Одновременно я учился в вечерней средней школе № 5.

В ПТУ мне все нравилось: хорошая материально-техническая база, строгие знающие преподаватели, требовательные мастера производственного обучения. Среди них хотелось бы выделить мастеров В. С. Фуртатова и В. И. Старого. Именно они помогли нам освоить премудрости профессии токаря, привили дисциплину и ответственность. В дальнейшем судьба неоднократно сталкивала нас с Виктором Сафроновичем Фуртатовым (в том числе и по работе в обкоме партии). Он всегда был и остается для меня моральным авторитетом, Учителем с большой буквы, высокоинтеллектуальным, мужественным и принципиальным человеком. К концу учебы в училище и школе, кроме известных общеобразовательных дисциплин, я знал основы технической механики, автоматизации, электротехники, технологии металлов и некоторые другие специальные дисциплины, а также основы математического анализа.

Еще во время учебы мы неоднократно посещали завод, знакомились с организацией производства, трудовым коллективом, наставниками, проходили производственную практику. Посетили также заводской музей, где узнали героическую историю предприятия.

Завод возник по распоряжению князя Потемкина 23 августа 1788 года как верфь в устье реки Ингул, призванная пополнить российский флот военными кораблями и осуществлять их ремонт в годы затянувшейся войны с Турцией. Именно этой верфи обязан своим возникновением город Николаев, с нее началась история утверждения России как морской державы. Были построены фрегаты «Григорий Великия Армении», «Легкий», самый мощный на Черноморском флоте флагманский корабль «Святой Павел», эскадренный миноносец «Екатерина II», исторический броненосец «Князь Потемкин - Таврический» и многие другие корабли. В советское время еще в довоенный период здесь строились танкеры, сухогрузы, крейсеры, эсминцы и подводные лодки. Разгромленный фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны завод трудом николаевцев в тяжелейших условиях и в короткие сроки был восстановлен. В послевоенный период на нем были построены сотни судов: транспортные рефрижераторы, китобойцы, крупнотоннажные рефрижераторы и др.

В 1966 году я был распределен в главный механический цех завода. Цех производил сильное впечатление, он был похож на небольшой завод. В цехе было семь производственных участков, на которых производились токарные, фрезерные, сверлильные, зубонарезные и слесарные работы; шесть отделов (планово-экономический, технологический, технического контроля, ремонтно-механический, энергетический и хозяйственный), а также архив, кладовые, табельная и транспортная служба. В общем, большое хозяйство. Каждый рабочий день нужно было через главную проходную, мимо величественных стапелей, по понтонному мосту спешить в цех. В восемь часов токарно-винторезный станок 1А62 должен был заработать. Нельзя было нарушать рабочий ритм завода. Кстати, понтонный мост и сегодня хорошо виден из космоса.

Сотрудники ЦЗЛ на субботнике у родного завода. Автор – крайний слева

 

В цехе я работал на участке мастера А. Ф. Кузнецова. Для молодых рабочих Анатолий Федорович был самым главным наставником. Если есть какие-то вопросы к технологическим картам, чертежам, заточке инструмента и выбору приспособлений - это все к нему. Возникли претензии к работе кладовой заготовок или инструментальной – тоже к нему. Он помогал нам утверждаться на производстве, повышать свое профессиональное мастерство, становиться квалифицированными рабочими. Очень энергичный, всегда строгий и требовательный. Мы его немножко боялись. Я гордился, что работаю в таком цехе: без него невозможно построить корабль. Скучать не приходилось, ведь кораблям нужен был широкий ассортимент изделий.

Однако пришло время поступать в институт, быть ближе к науке. Получив соответствующее «добро» от руководства цеха и кадровой службы завода, в 1967 году я перешел на работу в Центральную заводскую лабораторию (цех № 25). Как говорили, форпост науки на производстве. В структуре ЦЗЛ был ряд отраслевых лабораторий: химико-аналитическая, металлографическая, механическая, акустическая, газо-водная, лакокрасочная, радиологическая, рентгеновская, технологическая, электротехническая и др. Руководил ЦЗЛ И.В. Бельчев, боевым заместителем была Н.Г. Дорофеева. Большую помощь администрации в создании здорового морально-психологического климата в коллективе оказывали секретари партийной организации А. Г. Чмель, а затем и В. Г. Зиновьева. В коллективе очень бережно относились к молодым сотрудникам. Старшие товарищи делились опытом, помогали молодежи осваивать сложные технологии, эффективно использовать лабораторное оборудование. С большой теплотой вспоминаю прекрасных специалистов, моих наставников В.М. Рыбака, Л.Г. Броздяк, А.А. Ребезнюка, Н.Ю. Бабич, Е.Ф. Чубова. В ЦЗЛ я работал лаборантом в газо-водной, а затем лаборантом и наладчиком специальной аппаратуры в механической и металлографической лабораториях. С помощью наставников освоил технологию взятия проб, изготовления образцов для дальнейших лабораторных исследований; изучил методики проведения химического анализа водных и газовых сред, определения ряда механических свойств металлов: прочности на сжатие и разрыв, твердости, ударной вязкости и пр. Научился по состоянию кристаллической решетки металла определять причины поломок механизмов и оборудования. В основном я специализировался на обслуживании больших противолодочных кораблей, принял участие в ходовых испытаниях БПК «Смелый», «Красный Крым», «Способный» и др. В 1972 году мне доверили временно исполнять обязанности начальника механической и металлографической лабораторий.

Среди сотрудников Центральной заводской лаборатории завода им. 61 коммунара

 

Сотрудники ЦЗЛ, как правило, кроме текущей работы участвовали в разработке серьезных научных тем. Мне посчастливилось под руководством кандидата технических наук, доцента Е. Ф. Чубова участвовать в исследованиях по определению механических свойств металлов без разрушения.

Ефим Федорович - легендарная личность. Он был одним из первых руководителей Николаевского кораблестроительного института. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован сначала в Сталинград, Астрахань, а затем в город Пржевальск Киргизской ССР. В военные годы в институте работали 22 кафедры, было выпущено свыше 370 молодых специалистов. Так вот, именно Е.Ф. Чубов, будучи директором института в звании инженера-майора, уже в июне 1944 года после освобождения Николаева организовал возвращение лабораторного оборудования, что дало возможность возобновить учебный процесс.

Автор (слева) на занятиях в НКИ

 

Много лет спустя, НКИ и для меня стал родным вузом. В 1967 году я поступил на вечерний судомеханический факультет. Выбор института не был случайным. В средней школе моими «коронными» предметами были физика и математика. По математике у меня еще в школе было несколько оригинальных работ, которые получили довольно высокую оценку на кафедре математики пединститута. Кафедрой тогда заведовал А. Д. Медведенко. Однако математика всегда интересовала меня в прикладном плане, как средство количественной оценки предметов, процессов и явлений. Орденоносный кораблестроительный институт предоставлял огромные возможности для реализации таких интересов. Работа в ЦЗЛ хорошо сочеталась с учебой в НКИ. Чтобы соответствовать уровню решаемых задач, необходимо было изучать значительное количество дополнительной специальной литературы по аналитической химии, металлографии, вычислительной математике, сопромату, технологии металлов, теории механизмов и машин, технологии машиностроения и другим предметам. Специфика работы требовала также знание методологии и методики научных исследований, проведения испытаний и экспериментов.

 


Технический кабинет завода. Группа сотрудников, награжденных медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Автор в верхнем ряду крайний слева.

 

В ЦЗЛ меня трижды избирали секретарем комсомольской организации. Организация была небольшая, но с высоким общеобразовательным уровнем комсомольцев. Комсомольскому бюро удалось добиться активного участия молодежи во всех проводимых мероприятиях. О нас писали даже в областной молодежной газете. Среди вопросов, которые были решены: повышение зарплаты сотрудникам некоторых лабораторий, улучшение организации рабочих мест, вовлечение комсомольцев в рационализацию производства, организация соцсоревнования, культурного отдыха молодежи и т.п. В 1971 году я стал членом КПСС. Свои рекомендации мне дали комсомольская организация и две замечательные женщины - Алиса Георгиевна Чмель и Екатерина Банифатьевна Пироженко. За время моего «секретарства» у меня наладились добрые отношения со многими секретарями комсомольских организаций цехов и отделов завода, комсомольским активом. Это, как правило, были энергичные, деятельные, инициативные юноши и девушки – настоящие вожаки молодежи: В. Байрон (цех № 51), А. Теплицкий (цех № 1), О. Якунин (ПТУ № 9), С. Ильницкий (цех № 3), А. Мигачев (цех № 12), Ю. Мечинский (отдел главного конструктора) и многие другие. На одном из общезаводских мероприятий я познакомился с членом бюро комитета комсомола завода, газорезчиком Владимиром Чайкой. Смелый (не боялся поднимать острые вопросы), общительный, очень активный он уже тогда умел располагать к себе собеседника, был явным лидером. Его всегда окружала молодежь. В 1971 году Володя перешел на завод «Дормашина», где был избран комсоргом. Большую помощь активу в организации общественной работы в цехах и отделах оказывали наши «вожди» - секретари комитета комсомола завода в эти годы В. Жарский, В. Матвеев, М. Тихонюк.

На открытии заводского пионерского лагеря

 

В 1972 году на июньском пленуме заводского комитета комсомола меня ввели в состав членов бюро и избрали заместителем секретаря. Секретарем комитета комсомола завода был избран Владимир Сидорский. Комитет комсомола завода имел права райкома. Кроме меня заместителями секретаря были Александр Чоботарь (талантливый комсомольский работник; он умел убеждать, легко находил общий язык и с начальником, и с рабочим) и Нелли Коваленко, избранная по рекомендации комсомольцев ЦЗЛ. Чем занимался комитет комсомола завода и актив? Конечно, не только организацией политучебы, лекций, в целом политического просвещения молодежи. В поле зрения была организация досуга, проведение тематических вечеров, викторин, интересных встреч с ветеранами войны и труда, спортивных мероприятий. У комитета комсомола была тесная связь с завкомом профсоюза, спортивными обществами, администрацией. Главным же направлением работы была помощь молодежи в адаптации на производстве, повышении ее общеобразовательного и профессионального уровня. На заводе работали вечерняя школа и учебно-производственный комбинат; для молодежи создавались условия для совмещения работы с учебой в техникумах и вузах; было организовано движение наставничества. Систематически проводились конкурсы на лучшего по профессии, совершенствовались формы морального и материального поощрения труда. Молодежь вовлекалась в социалистическое соревнование, участвовала в изобретательстве и рационализации. Большую роль в воспитательной работе играл штаб «Комсомольского прожектора», который контролировал условия труда и быта молодежи, освещал случаи нарушения трудовой дисциплины. Значительную помощь и поддержку комитет комсомола получал от парткома завода. Руководил парткомом тогда Н.С. Ильюк, его заместителями были Н.В. Бобырев и Р.В. Кравцова.

Поддерживали комитет комсомола в его начинаниях и директор завода В.Н. Андрианов, главный инженер А.А. Малярчук. На наиболее важные совещания у директора приглашались представители комитета комсомола. Мы всегда были в курсе дела происходящих событий, знали какие производственные задачи решает трудовой коллектив завода, какие при этом возникают трудности. Многие мероприятия комитет комсомола проводил совместно с завкомом профсоюза, который тогда возглавлял П.А. Лукьяненко. Практически постоянная связь была с его заместителем А.К. Перепелкиным.

На стапеле завода им. 61 коммунара

 

Я горжусь тем, что за время своей работы на заводе, стал свидетелем и, в какой-то мере, участником побед, одержанных «коммунаровцами» на трудовом фронте. На воду был спущен ряд больших противолодочных кораблей, серия рефрижераторов, названная именами русских художников и патриотов Родины. Ярким событием стал выпуск серии крупнотоннажных рефрижераторных судов типа «Берингов пролив». Головным кораблем этой серии стал рефрижератор «50 лет СССР», спуск которого состоялся 3 декабря 1972 года. Я присутствовал на этом спуске: впечатление потрясающее. Выступая на митинге, директор завода сказал, что по грузоподъемности рефрижератор в три раза превосходит предыдущие суда и может взять в свои трюмы такое количество рыбопродуктов, для перевозки которых потребовалось бы более 300 железнодорожных вагонов. Рефрижераторные суда этой серии были на уровне лучших мировых образцов.

Что мне дал завод? Многое! Завод – это первое рабочее место, внимание и помощь старших товарищей в профессиональном становлении, опыт образцовой организации производственного процесса. Это и первая зарплата, чувство ценности труда. Это также первое общественное признание важности и необходимости твоего труда: грамоты, звание ударника труда, правительственная награда. Завод – это первый опыт общественной работы, школа высокой дисциплины и ответственности.

В июле 1973 года, по инициативе второго секретаря Николаевского обкома комсомола Николая Петровича Белоблоцкого, обком партии дал мне рекомендацию на учебу в Высшей партийной школе при ЦК Компартии Украины для получения второго высшего (на этот раз гуманитарного) образования. В сентябре этого же года я простился с заводом.

*   *   *

Сегодня, к моему большому сожалению, мой родной завод переживает далеко не лучшие времена. И, тем не менее, хотелось бы пожелать руководству и трудовому коллективу завода преодолеть, возникшие трудности и вернуть былую славу. Уверен, что того же хотят все николаевцы, разбросанные волей судьбы по различным регионам нашей бывшей великой державы – СССР.

Богомолов А.В., кандидат философских наук, г. Москва.