Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

  

Избранные публикации журнала за 2012-2015 гг. в рубрике

"Бугская Ойкумена"

 

Наталья Кухар-Онышко

Краеведческий музей во времени и пространстве 

  Кухар-Онышко Наталья Александровна. Главный хранитель фондов Николаевского краеведческого музея. Окончила Киевский художественный институт, факультет теории и истории искусства (1977). Работает в краеведческом музее с 1972 года. Автор 9 историко-краеведческих книг и многочисленных публикаций. Удостоена звания «Горожанин года» в номинации «Наука» (2001). Лауреат областной премии им. Аркаса (2006).

 

 

1803 год - кабинет древностей

  Официальной датой основания Николаевского краеведческого музея считается декабрь 1913 года. Но эту дату можно передвинуть более чем на сто лет назад. В те годы открывались первые музеи в Украине: в 1811 году – Феодосийский, в 1826-м – Керченский. Первый музей в Николаеве был создан при Черноморском гидрографическом депо карт, открытом в 1803 году. И назывался он кабинетом редкостей. Коллекция кабинета состояла из моделей судов, античных камней, керамики и монет, египетских вещей и железных лат. А начало этому собиранию было положено ещё во времена Г.А. Потёмкина и М.Л. Фалеева, одновременно с открытием заповедной Ольвии. Но вначале лучшие находки отправлялись в Санкт-Петербург. Незадолго до кончины, 15 октября 1792 года, Михаил Леонтьевич Фалеев, соратник основателя г. Николаева светлейшего князя Потёмкина, отправил в столицу секретарю государыни-императрицы В.С.Попову 13 монет, найденных в развалинах древнегреческого города Ольвии.

Весной 1793 года в Николаеве некоторое время находился знаменитый Тмутараканский камень с древнерусской надписью. В 1806 году в кабинете было уже более полутысячи самых разных редкостей. В эти годы гидрографическое депо карт находилось в небольшом доме, стоящем на ул. Адмиральской напротив дома главного командира Черноморского флота. Это здание было построено купцом Иваном Дофине в первые годы существования города, позже продано в казну и осталось в истории с названием второго Дофинейского дома. Строительство его ещё заканчивалось в 1795 году.

Каменное строение было длиною 15 метров с 12 окнами по фасаду. Внутри – семь покоев и одни сени. В этом здании и расположилось гидрографическое депо карт, которое имело типографию, составляло планы и чертежи казённых строений, кораблей, фрегатов и прочих судов. В одной из комнат находился кабинет редкостей.

В 1825 году наш город посетил издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин, который в одном из номеров журнала за 1826 год поместил статью «Обозрение путешествия издателя «Отечественных записок» по России в 1825 году относительно археологии». В Николаеве его заинтересовала не только археология. Восемь страниц текста посвящены городу на Южном Буге. Первым упоминается гидрографическое депо карт, оно, по словам Павла Петровича, «заслуживает особенного внимания историка и археолога». Далее подробно описывает музеум, находящийся при депо. Он состоял из небольшого минц-кабинета, где хранились монеты киммерийские и монеты Ольвии, минералогического кабинета и библиотеки. Было в музее также большое собрание предметов из мрамора.

Хранилось в депо также небольшое собрание физических и астрономических инструментов и уникальный рисунок внутреннего вида кургана, на котором стояло здание Николаевской астрономической обсерватории. Основание кургана было сооружено из толстой каменной стены в виде улитки.

Библиотека насчитывала 2000 книг. Коллекция музея включала и собрание моделей судов, построенных на Чёрном море, модели Севастопольских укреплений и некоторых зданий города, а также два глобуса – географический и астрономический – в 9 футов (270 см) в диаметре. Вход в библиотеку и кабинеты был открыт всем желающим.

В 1830-е годы было построено новое двухэтажное здание гидрографического депо с одноэтажными службами. И, скорее всего, сюда переместился и кабинет редкостей. После упразднения депо здание получило название Дома для приезжающих особ. Оно сохранилось до сих пор на улице Адмиральской.

Музей при депо просуществовал до конца 1850-х годов, когда были упразднены учреждения морского ведомства, в которых он находился. А предметы из кабинета редкостей ещё при главном командире Черноморского флота М.П. Лазареве раздавались различным учреждениям и учебным заведениям Одессы, Херсона и Николаева. Часть нумизматической коллекции была передана в городскую Александровскую мужскую гимназию.

В Николаеве были открыты для обозрения и несколько частных собраний. Наиболее важной для становления будущего краеведческого музея стала природоведческая коллекция Э.П. Францева. Она располагалась в особом каменном помещении при его доме на ул. Адмиральской. Здесь были чучела редких животных, уникальные засушенные растения, красивейшие минералы Урала и Сибири.

Только тропических бабочек было больше 25 тысяч разных видов. Все любители природы, особенно ученики учебных заведений, могли бесплатно посещать этот музей. Иностранцы предлагали коллекционеру большие деньги, но он оставил своё собрание городу. По завещанию родственники передали его уникальную коллекцию в открытый в декабре 1913 года Николаевский естественно-исторический музей. Специального здания учреждение тогда не имело, и эта особенность, к сожалению, сохранилась на многие десятилетия. Если посмотреть региональную прессу 1920-х годов, а потом

70–80-х годов ХХ века, то эта проблема всегда присутствовала на страницах местных газет: речь шла об отсутствии площадей для демонстрации богатых музейных коллекций, неудобствах посетителей.

В 1913 году для музея наняли частный дом николаевского мещанина Иосифа Заславского, находившийся по ул. Малая Морская, 11, угол ул. Большой Морской. Это одноэтажное здание на высоком цоколе с небольшими перестройками сохранилось до наших дней и его можно увидеть и сейчас. Открытие музея состоялось в воскресенье 15 декабря (по старому стилю) в 12 часов дня. На торжестве присутствовал Городской голова Н.П. Леонтович, члены городской Думы, многочисленные гости.

Первым заведующим Николаевского естественно-исторического музея (так он тогда назывался) стал Сергей Иванович Гайдученко, юрист, гласный городской Думы, член правления николаевского отделения «Просвиты», коллекционер, имевший опыт проведения археологических раскопок. С этой поры в учреждении начинает формироваться научная библиотека, сюда продолжают поступать музейные предметы из частных собраний. Летом 1918 года в музей обратился Ф.Т. Каминский и предложил принять музейную коллекцию 58-го Пражского полка, он многие годы был расквартирован в Николаеве. Вскоре это было сделано, многие предметы из полкового музея и сейчас хранятся в наших фондах.

С.И.Гайдученко уделял большое внимание вопросам охраны заповедной территории Ольвии и пополнения музейной коллекции археологическими материалами. Музей с 1920 года стал называться историко-археологическим, а его природоведческая часть была выделена в самостоятельный отдел, так как в доме Заславского не хватало места для всех экспонатов.

После смерти С.И. Гайдученко (сентябрь 1922 года) директором был назначен Ф.Т. Каминский (1888-1978), много сделавший для развития краеведения и археологии, музейного дела на Николаевщине. Сделать он мог бы намного больше, если бы не стал жертвой несправедливых политических обвинений, был осужден, с 1929 по 1954 годы находился далеко от своих родных мест. Феодосий Тимофеевич был автором более сотни статей и очерков по истории нашего края, присутствовал на судебном процессе по делу революционного лейтенанта П.П. Шмидта, обнаружил следы лагеря шведов Карла ХII возле села Лупарево Николаевской области. Много лет Каминский был активным участником раскопок в Ольвии, которые возглавлял профессор Б.В. Фармаковский. С 1924 по 1929 годы он занимал должность ученого-хранителя государственного культурного заповедника «Ольвия». С 1923 года до дня ареста Ф.Т. Каминский работал директором Николаевского историко-археологического музея, создал первую на Украине реставрационную лабораторию, целью которой было сохранение и восстановление собранных ценностей истории и культуры. Благодаря его энергии и организаторской деятельности музей получил более приспособленное к своим нуждам помещение и фондохранилище, к тому времени в нём находилось более 30 тысяч предметов. Музей задыхался в небольшом доме Заславского. В июне 1928 года окрисполком выделил 20000 рублей на ремонт исторического здания гауптвахты.


На берегу Ингула

Новым помещением музея стало отремонтированное здание бывшей гауптвахты, построенной на площади в первые годы существования Николаева по проекту архитектора И.Е. Старова. Вначале это здание называлось магистратом и предназначалось для учреждений управления городом. Его строительство велось в 1791–1793 годах. Это было двухэтажное в средней части сооружение с небольшим треугольным фронтоном. Боковые крылья имели всего один этаж, обрамленный открытыми галереями. Первоначально у крыльев не было стен – крыша опиралась на внутренний ряд колонн. Эта двойная колоннада придавала зданию легкость, которая была утрачена после того как были устроены простенки во внутреннем ряде колонн. Первоначально здание как бы парило над высоким левым берегом Ингула.

В 1794 году здание было передано Черноморскому адмиралтейскому правлению. В течение ХIХ века оно неоднократно меняло свою функцию и использовалось в качестве конторы Главного командира, «старой экспедиции», даже гауптвахты. Именно здесь отбывал наказание молодой мичман и будущий создатель «Словаря живого великорусского языка» Владимир Даль, обвинённый в авторстве «пасквильных» стихов. В мае 1914 года на втором этаже гауптвахты была развёрнута экспозиция городского художественного музея им. В.В. Верещагина, открытого в память гибели великого художника-баталиста и нашего земляка флотоводца С.О. Макарова.

Ремонтные работы в здании гауптвахты были закончены в конце 1928 года. Перевезённые экспонаты разместили здесь в 12 залах, а 10 марта 1929 года на первом этаже официально открылся историко-археологический музей.

Завершала городскую планировку расположенная с восточной стороны площади церковь Григория Великой Армении (переименована в Адмиралтейский собор в 1798 году по повелению Павла I). Она была заложена в октябре 1790 года и освящена в 1794 году. Это небольшое крестово-купольное сооружение стало композиционным центром сложившегося архитектурного ансамбля. Внутри церковь была расписана известными живописцами, присланными от светлейшего князя: Федором Щербаковым, Леонтием Кочневым, Василием Шведовым, Матвеем Алимпиевым. По приказу Г.А. Потёмкина в церковь была завезена богатая церковная утварь, одежды, иконы. В середине ХIХ века собор ремонтировался и перестраивался: в частности, была возведена новая колокольня, стоявшая отдельно впереди здания. В 1929 году Адмиралтейский собор был закрыт и здание передано Николаевскому историко-археологическому музею. Газета «Красный Николаев» в эти дни писала: «В бывший собор будет перенесён военно-морской отдел и уголок культуры». В дальнейшем в соборе находился музей Революции.

В 1936 году с небольшим перерывом во времени «по просьбам трудящихся» были разрушены сначала гауптвахта, а потом и Адмиралтейский собор. Музеи – художественный и историко-археологический (в это время объединённые в один музей) – переселились в польский костёл и бывшую школу во дворе костёла.

В двухэтажном здании рядом с бывшей синагогой на улице Черниговской ещё с 1920-х годов находился Музей природы, в котором экспонировались чучела разных животных и птиц, разнообразные минералы, удивительная коллекция тропических бабочек и другие чудеса природы.

Здание, в котором разместился музей в 1936 году, было построено в 1899–1901 годах как одноклассная церковно-приходская школа и приют для бедных на средства добровольных пожертвований Римо-католического человеколюбивого общества. Детальные чертежи и сметы на строительство составил К.К.Бенкунский, старший техник морской строительной части Николаевского порта, почётный член благотворительного общества. Он же и руководил ходом строительства.

Здание было построено из красного кирпича, изготовленного кирпично-черепичным заводом Ф.Ф. Маурера в Николаеве. Во внешнем оформлении в нём прослеживаются стилистические черты псевдоготики и модерна. Первоначально это двухэтажное здание использовалось по своему назначению. В годы советской власти в 1928–1935 годах в нём находилась польская школа № 9. С 1936 по 2011 годы здание занимал Николаевский областной краеведческий музей. Работал музей и в годы немецко-фашистской оккупации Николаева (1941–1944), получив наименование – исторический. Руководил музеем Л.С. Кузнецов, ученик Ф.Т. Каминского, уволенный после его ареста в 1929 году. Кузнецов смог отремонтировать часть здания, обновил экспозицию, создал новый «украинский отдел», пытался помешать немцам вывезти статую памятника адмиралу А.С. Грейгу, которая хранилась во дворе музея. Сделать это ему не удалось, и бронзовая статуя исчезла – следы её потерялись. Осенью 1943 года наиболее ценные археологические материалы из музеев Николаева и Херсона (около 500 предметов) были вывезены оккупантами в Кенигсберг. Лет десять назад небольшая часть коллекции была возвращена Херсонскому краеведческому музею, судьба экспонатов вывезенного отдела «Ольвия» пока что неизвестна. После освобождения Николаева уже первого апреля 1944 года краеведческий музей начинает восстанавливать свою экспозицию и в мае этого же года открывает двери перед посетителями. В его тематической экспозиции были представлены первобытный строй, Ольвия, история города Николаева, нумизматический кабинет.

В 1950 году произошло объединение исторического и природоведческого музеев в один – Николаевский краеведческий музей. Но природоведческая коллекция ещё некоторое время находилась в здании на ул. Черниговской, 15. После перемещения её в конце 50-х годов в основной корпус рядом с музеем в небольшом домике открылась так называемая «Школьная комната», которая пользовалась большой популярностью не только у школьников, но и у взрослых посетителей. Но в 1968 году на месте «Школьной комнаты» был построен жилой дом.

Находясь в здании по ул. Декабристов, 32 почти 75 лет, краеведческий музей пережил несколько реэкспозиций. В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века наши фонды уже насчитывали более 100 тысяч музейных предметов. Небольшое двухэтажное здание не могло вместить всё новые поступления – крупные предметы располагались в кабинетах и коридорах, большая часть размещалась в подвальных помещениях. В 1965 году рассматривался вариант с надстройкой третьего и четвёртого этажей.

Потом планировалась пристройка 4-этажного комплекса в сторону ул. Декабристов. Существовало решение о создании музея природы в бывшем здании художественного музея им. В.В. Верещагина по ул. Спасской, 22. Позже возникла идея передать музею здание УКГБ Николаевской области (они строили себе новое). В краткие сроки была подготовлена проектно-сметная документация на перепланировку здания. Но из-за отсутствия должного финансирования и смены общественной ситуации все эти идеи остались только на бумаге. В 1990-е годы Николаевский краеведческий музей был единственным в Украине областным музеем, который не имел своего здания, потому что к этому времени корпус на ул. Декабристов, 32 уже был передан католической общине.

И только в мае 1999 года глава Николаевской областной администрации, которую тогда возглавлял Н.П. Круглов, озвучил идею передачи областному краеведческому музею старых флотских казарм (решение IX сессии 23 созыва Николаевского облсовета). Тогда и возникла надежда, что у нашего музея, наконец, будет собственное здание.


"Старофлотские казармы" - новый адрес музея

Этим зданием стал исторический комплекс так называемых «Старофлотских казарм», расположенный в центре города возле судостроительного завода им. 61 Коммунара. Он состоит из трёх П-образных трёхэтажных каменных зданий. В одном из них находится строительный колледж, а два остальных предназначены краеведческому музею.

В 1832 году архитектор К.Акройд разработал «Генеральный план предполагаемых к сооружению на Адмиралтейской площади казарм», который был высочайше согласован с императором Николаем I. Адмиралтейская площадь на этом генплане представляла собой незастроенный прямоугольный плац, ориентированный на юг от Адмиралтейства. Сооружения вокруг площади должны были превратить её в главную городскую площадь. По этому плану с южной стороны пространство замыкалось длинным с четырьмя ризалитами зданием флотских экипажей. Оно играло центральную роль в этом ансамбле. Слева и справа от центральной площади расположены, согласно плану 1832 года, два идентичных комплекса казарм, каждый из которых состоит из трёх П-образных корпусов. В плане это своеобразное каре с внутренним двором и колодцем в центре.

Все здания идентичны и по планировке, и по внешнему облику. Здесь использован принцип повторности, характерный для ансамблевого строительства начала ХIХ века. На северо-западе от центральной площади (сейчас сквер перед заводоуправлением) было предусмотрено место для адмиралтейской церкви.

Таким образом, генплан 1832 года предполагал формирование в центре города интересного градостроительного ансамбля Адмиралтейства. Но воплотить его в жизнь полностью не удалось, в западной части площади в 1832–1838 годах были возведены три казармы.

Автор проекта ансамбля казарм Черноморского флотского экипажа архитектор Чарльз (Карл) Акройд родился в Лондоне в 1787 году. В 1828 был принят на русскую службу архитектором морского ведомства в Николаеве. Сначала работал под руководством начальника строительного отделения Ф.И.Вунша, после его отставки в 1836 году стал главным архитектором. В Николаеве по его проектам были построены училище для дочерей нижних чинов (1840 г.), здание лютеранской кирхи (1848–1852 гг.), реконструирован Спасский дворец князя Г.А.Потёмкина (1841 г.).

К.Акройд разработал также проект реконструкции николаевского Адмиралтейства, в том числе эллинга верфи, литейного завода, каменной стены, окружающей Адмиралтейство, и двух заводских входных ворот, они сохранились до наших дней.

Здания казарм построены в стиле позднего классицизма (ампира). Центральная и угловые части корпусов подчёркнуты слабовыраженными ризалитами. Их фасады ритмически членятся прямоугольными оконными проёмами. Средний имеет пять осей. В нижнем этаже это пять арочных проёмов с тосканскими пилястрами большого ордера. Здание имеет горизонтальное членение. В построенных казармах квартировали флотские команды. Каждая из казарм могла разместить от 1200 до 2000 человек.

Несмотря на то, что градостроительный ансамбль остался незавершённым, здания Старофлотских казарм являются редким и уникальным памятником типовой архитектуры первой половины XIX века.

После поражения в Крымской войне России было запрещено строить и держать флот на Чёрном море. В 1862 году последовало распоряжение о преобразовании военно-морских учебных заведений в гимназии, их планировали разместить в бывших зданиях морского ведомства. Для одной из городских гимназий было определено помещение флотского экипажа вместе с земельным участком. 10 сентября 1863 года здание было готово к приёму гимназистов.

С 1946 года и до наших дней в здании первой казармы располагается строительный техникум, сегодня это колледж. В двух остальных казармах все годы были расквартированы флотские экипажи, они сопровождали строящиеся и достраивающиеся корабли. Территория городка вместе с двумя корпусами теперь принадлежит областному краеведческому музею. Вначале планировалось, что в одной из бывших казарм будет расположена экспозиция, а в другой фонды. Но жизнь внесла свои коррективы в эти планы. Так как освоен пока только один корпус, то в нём будут и экспозиция, и фонды. А во втором, если он будет подготовлен к эксплуатации, можно разместить музеи: старого города, спорта (мечта николаевских ветеранов спорта), литературы (мечта старейшего писателя А.М.Топорова), музей частных коллекций, выставочные залы. В обширном дворе хорошо бы расположить этнографическую экспозицию под открытым небом, мастерские народных умельцев, художественные салоны, антикварные лавки.

После передачи помещений областному краеведческому музею был разработан план их освоения. Родилось такое понятие как «музейный городок». Был создан макет с предположительными выставочными объектами, расположенными в обширном внутреннем дворе. Только в 2011 году поступило целевое финансирование, благодаря которому ремонт одной из бывших казарм удалось завершить. В конце декабря прошлого года сотрудники учреждения смогли начать очень сложный процесс перемещения фондов в новые просторные помещения. Достаточно сказать, что выставочная площадь экспозиций нового музея составляет сегодня около полутора тысяч кв. м, мы располагаем более 180 тысячами музейных предметов.

 

 

 

 Татьяна Березовская
Из семейных хроник Аркасов

 

 Березовская Татьяна Всеволодовна. Доцент кафедры украиноведения Николаевского национального аграрного университета, кандидат исторических наук. Окончила Одесский государственный университет им. И. И. Мечникова, автор научных статей, учебных пособий, книг.

 

Знаменитая греческая семья Аркасов проживала в Николаеве более 125 лет, начиная с момента основания города. Их большой и красивый дом, прозванный в народе дворцом, располагался на пересечении Адмиральской и Соборной улиц.

Вклад рода Аркасов в развитие Николаева, южного региона и страны велик и значителен. Ещё не одно поколение николаевцев будет обращаться к изучению истории жизни представителей этого замечательного семейства.

Прежде всего, стоит говорить об интеграционном аспекте, который присутствует в истории укоренения греков на юге Украины в новых обстоятельствах и чужой стране. Конец XVIII века вообще ознаменовался массовым переселением греков в Северное Причерноморье. Они спасались от турецкого геноцида, покидали родные места и нелегально добирались на наши земли. Российская империя после ряда русско-турецких войн отбила эти земли у Османской империи и принялась массово заселять. По замыслам «греческого проекта», задуманного правительством Екатерины II, как буферная держава юг Украины должен был быть заселён греческим населением. В 1794 году семья Андреаса Аркаса (1766–1825), которая состояла из самого Андреаса, его жены Асимины и годовалого сына Захария, оказалась в пределах недавно основанного города Николаева. Условия для проживания здесь были ужасными. Проблемы с питьевой водой и многочисленные пресмыкающиеся, которые вторгались в жилище, – это было то малое зло, с чем можно было ещё мириться в сравнении с отсутствием профессиональной занятости.

Между тем Андреас имел неплохое образование, он закончил патриаршую школу в Литохороно, владел восемью языками. Греческая диаспора помогла ему в Николаеве, устроив на первых порах торговать овощами в небольшой лавочке. Но это было далеко от его чаяний и призвания. Молодой амбициозный человек был полон желаний реализовать свои способности в условиях новой родины, и такая возможность вскоре представилась. Открытие в Николаеве штурманского училища позволило Андреасу Аркасу занять должность преподавателя истории. Заложенные на генетическом уровне чувство ответственности и стремление честно выполнять свой долг побуждали гражданина общины принести наибольшую пользу своему новому отечеству. По собственной инициативе молодой преподаватель составляет параллельный словарь морских терминов. Это было очень кстати, ибо обобщённой морской терминологии на тот момент не существовало, а команды только что спущенных на воду судов были пёстрыми в этническом отношении и разноязычными, нуждались в лингвистическом справочнике преподаватели, воспитанники штурманского училища.

 

На этом месте стоял дом Н. Н. Аркаса (памятник на ул. Адмиральской)

 

Вскоре Андреаса перевели в штаб Черноморского флота. Он уже укоренился в Николаеве. Его семейство значительно расширилось. Один за одним родились восьмеро детей. Последний, девятый, появился на свет, когда матери было уже за сорок, а старшему сыну Захарию двадцать пять. Рождение ребёнка рассматривали как чудо, дарованное в городе Святого Николая. И назвали мальчика Николай. Когда мальчику едва исполнилось семь лет, умер отец, и старший брат Захарий Андреевич Аркас (1793–1866) взял на себя заботу о младших. Захарий тоже окончил Николаевское штурманское училище и поступил на флот в звании лейтенанта. Со временем он сделает самую невероятную карьеру, пройдя путь от юнги до адмирала, генерал-адъютанта самого императора Александра ІІ.

Жизнь сложилась так, что Захарию не суждено было обзавестись семьёй и детьми. Все силы своей души он отдавал изучению античной истории. Служба на флоте ко многому обязывала, исследовательская работа входила в противоречие со службой. Захарий вышел в отставку. Собирание книг для пополнения Севастопольской офицерской библиотеки, исследование Херсонеса и написание первой истории Черноморского флота – было для него всепоглощающим занятием и, судя по всему, более отвечало духовным запросам.

Захарий очень любил своего маленького братца Николая, который буквально бредил морскими походами. Пойдя на уговоры, Захарий подделал документы Николая, прибавив ему два года, и определил на корабль, где сам служил лейтенантом. Именно поэтому во всех морских энциклопедиях рождение Н. Аркаса датируется не 1818-м, а 1816-м годом.

Звезда Николая зажглась, в том числе и благодаря судьбоносной встрече в Севастополе, когда на борт корабля, где служили братья Аркасы, взошёл Николай I с цесаревичем Александром. Бедный цесаревич страдал морской болезнью, и его ровесник Николай находился при нём постоянно. 

Императору даже пришлось остановить плавание, чтоб высадить сына вместе с юнгой на берег в Балаклаве. Между мальчиками завязалась дружба на всю жизнь. Они не только родились в один год, но в один год и скончались.

Николай I был решительным и энергичным человеком. Не в силах побороть коррупцию и бюрократическую систему, которые господствовали в Российской империи, он создал собственный аппарат власти, состоявший из способных молодых флигель-адъютантов. В своё время в него входил и Александр Казарский. Николаевцам не нужно напоминать о подвиге этого незаурядного офицера.

Попал во флигель-адъютанты и Н. А. Аркас, которого отличало удивительное свойство личности: он бережно относился к казённым деньгам, экономно ими распоряжался и в то же время успешно выполнял поставленные задачи.

Деятельность Н. А. Аркаса приобрела широкий размах. На его счету много славных начинаний. Особой грандиозностью отличался проект по созданию пароходной флотилии на Каспии. Пароходы частями из Англии доставлялись на Каспийское море. Для этого было прорыто множество каналов, соединяющих реки, создана инфраструктура, организована торговля, исследованы нравы и обычаи народов и многое другое.

Связь с родным городом флигель-адъютант Аркас никогда не терял. Здесь он нашёл свою любовь и жену Софию Богданович. Она была младшей дочерью П. Г. Богдановича, сменившего на посту одного из отцов-основателей Николаева М. Л. Фалеева. Судя по сохранившейся переписке, брак этот был счастливым. В семейном союзе соединились не только сердца, но и слились две крови: греческая и украинская. Именно в этой семье родился известный украинский просветитель, автор оперы «Катерина», книги «История Украины-Руси» Н. Н. Аркас.

По долгу службы Н. А. Аркасу доводилось жить вначале в Севастополе, потом в Санкт-Петербурге. Однако тамошний климат подорвал здоровье Николая Андреевича. Доктора настоятельно рекомендовали ему отправиться на лечение в Италию. Однако Аркас категорически заявил:

«Моя Италия – моя Богдановка». Что же это за замечательное место, и где его искать любознательному любителю бугского края? А место это расположено в 20 километрах от Николаева и носит то же название, разве что с добавлением Старая. Таким образом поместье земли семьи Аркасов можно проследить в пределах двух Богдановок – Старой и Новой.

Козацкий хутор Дереклея перешёл во владения П. Г. Богдановича, отца жены Н. А. Аркаса, в конце XVIII века, и традиционно эти земли получили новое название – Богдановка. Эти земли стали приданым Софии Петровны. В начале 70-х годов XIX в. сюда из Петербурга переехала семья Аркасов. И для этих земель началась невиданная жизнь. Деятельная натура Н. А. Аркаса превратила их в образцовое капиталистическое аграрное хозяйство. Имение начало приносить прибыль. Семья вошла во вкус и приобрела ещё земли, на которых организовала конный завод (с. Христофоровка Баштанского р-на Николаевской обл.).

 

Могилы Николая Николаевича и Софьи Петровны в семейном склепе Аркасов (Николаевский некрополь)

В Богдановке Аркасы поставили церковь Святителя Николая, она собирала прихожан со всего побережья. Парусные суда, проходя мимо, приветствовали Аркаса зычным гудком. Хотя имение в Богдановке не сохранилось, церковь действует и поныне. Это удивительный уголок южного края, где сошлись историческое прошлое, прекрасные пейзажи и перспективы развития нашей страны посредством экспорта зерновых, в том числе и по водам Днепро-Бугского лимана, чему во многом способствовал Н. А. Аркас.

Активный николаевский период начался для него с назначения на пост главного командира Черноморского флота и военного губернатора города. Ещё в начале 70-х годов ХІХ в., пребывая на службе в Санкт-Петербурге, он пролоббировал прошение Б. Глазенапа об открытии в Николаеве Морского торгового порта.

Это событие стало знаковым для Николаева и открыло перед ним, а заодно и перед всей губернией, невиданные ранее перспективы. Дело в том, что вместе с открытием порта Николаев получил блестящую привилегию в виде снятия полукопеечного сбора с каждого пуда экспортируемого зерна. Принимая во внимание тот факт, что пуд зерна стоил в среднем 50 копеек, а хлебный экспорт начислялся десятками миллионов пудов, это были значительные деньги, поступающие в городской бюджет.

Таким образом, во время губернаторства Н. А. Аркаса бюджет города позволял утверждать социальные планы, начать активное замощение улиц, они были грунтовыми и неудобными для перемещения, особенно в распутицу. Появились фонарные столбы с освещением, в городе были открыты бесплатные столовые и ночлежные дома.

Внешняя хлебная торговля обогащала и производителей, и посредников. Единственная проблема, которая казалась неразрешимой, – это проблема грузчиков. Она выглядит надуманной сегодня, но оказалась очень актуальной и болезненной в начале 70-х годов ХІХ в. Дело в том, что население Николаева было незначительным, портовая инфраструктура только создавалась, не хватало рабочих рук. На период активной погрузки зерна на суда в Николаев стекалось сельское население. Грузчики трудились сезонно и получали неплохие деньги, которые, казалось бы, должны были кормить семьи целый год. Но в реальности получалось по-другому. День расчёта превращался для горожан в страшное время бесчинств и даже опасности. Грузчики не спешили домой, к семействам, а начинали отмечать получение зарплаты во всю ширину своей славянской души. Трактиры гудели, тугие кошельки опустошались.

Во-первых, нужно было обязательно приобрести красную жилетку и лаковые штиблеты. Во-вторых, нанять извозчика и гармониста, а дальше понеслось – безудержное пьянство и драки с поножовщиной. Город трясло несколько дней. Потом наступало горькое похмелье и крестьяне разъезжались по селам. И так до следующего сезона.

Губернатор Н. А. Аркас понимал, что с помощью полиции и карательных методов проблему не решить, и взялся утверждать своё видение сложившихся обстоятельств. Он передал из военного ведомства в фонд города земли в районе нынешнего Центрального рынка и Сухого фонтана. Селянам было предложено начать там строительство жилья на льготных условиях. Выделялись материалы и долгосрочный кредит под символические проценты. Крестьяне начали массово переселяться, в городе возник строительный бум, и как следствие – заработанные деньги начали поступать на благое дело. В городе прекратились беспорядки. Жители вздохнули с облегчением. Но эта акция имела и гораздо большее положительное значение. Благодаря Н. А. Аркасу Николаев получил постоянные трудовые ресурсы, значительно расширил свои пределы. В этом был весь Аркас, он действовал чётко, энергично, видел перспективу. Ему всё удавалось.

И семейная жизнь Николая Аркаса и Софии Богданович сложилась удачно. Их старший сын Николай прославил семью и вошёл в историю Украины как автор первой оперы на сюжет поэмы Т. Г. Шевченко «Катерина», первого иллюстрированного популярного издания «История Украины-Руси», а также как основатель николаевского товарищества «Просвита».

С. П. Богданович, судя по многочисленным источникам, была чрезвычайно привлекательной и милой женщиной. Чего стоят только городские сплетни, которые приписывали ей связи с императором Александром ІІ. Ведь он являлся крёстным отцом их с Николаем Андреевичем сына Константина. В реальности подобная связь существовала лишь в больном воображении городских чиновников, которые от души ненавидели адмирала Аркаса. Его крутой нрав сказывался не только в деловых вопросах, но и в воспитании сыновей. Он мучительно вытравливал из старшего сына Николая «мужичью блажь», которая выражалась в желании жениться на простой сельской девушке Ирине Сало и зажить простой деревенской жизнью.

Второй блажью сына Николая было желание податься в актёры. Его друг, у которого он крестил дочь, драматург и режиссёр М. Л. Кропивницкий, собрал собственную театральную труппу и выступал с ней в Одессе и на юге Украины. Холодными зимами, когда актрисы часто болели, Николай с успехом заменял их на сцене. Благо театр размещался недалеко от гостиницы, где проживал студент естественного факультета Новороссийского университета Н. Н. Аркас.

Взаимоотношения знаменитых отца и сына Аркасов были не простыми. Семейная переписка свидетельствует о частых ссорах и длительных примирениях. Софья Петровна металась между сыном и мужем, пытаясь наладить взаимопонимание. Она не раз взывала к сознанию сына одуматься и не судить отца слишком строго. Между тем Николай, переполненный юношеского нигилизма, называл отца, ни много ни мало, царским сатрапом и старался во всём действовать ему наперекор.

Именно Николай нарушил семейную традицию и отказался от карьеры морского офицера. Поэтому отец и определил его в университет в Одессу. А сразу после окончания курса устроил адъютантом при своей особе. И только после смерти отца Н. Н. Аркас вышел в отставку и всецело отдался своему истинному гуманитарному призванию. София Петровна души не чаяла в сыне, разделяя его увлечения. Она самоотверженно переписывала для него тексты по истории Украины.

К счастью, сохранился семейный архив в фондах Николаевского областного краеведческого музея. Да и сам Николаев несёт на себе печать энергичной деятельности главного командира Черноморского флота Н. А. Аркаса. Его сын Н. Н. Аркас вошёл в историю как выдающийся деятель украинского возрождения и прославил свой род, родной город.