Александр Кузьмич Иванов
Поэт и прозаик А.К. Иванов родился 6 ноября 1946 г. в городе Александрия Кировоградской обл. В 1970 г. он закончил с отличием Кировоградское государственное музыкальное училище, а в 1980 г. музыкально-педагогический факультет Кировоградского педагогического института им. А.С. Пушкина. Заслуженный работник культуры Украины, профессор, член Союза писателей России (2010), член Национального союза журналистов Украины (1990). Он автор многих книг прозы и поэзии: «Зов романтики» – Киев, 2006; «Портрет на фоне времени» – Николаев, 2008; «Варіації на вільну тему» – Миколаїв, 2009; «Музыкальный момент» – Николаев, 2010) и др. Александр Кузьмич лауреат премии им. Ю. Яновского (1984), лауреат журналистской премии им. Л. Крохмального (1985), лауреат премии им. Н. Аркаса (2010), заслуженный работник культуры Украины (1996), лауреат многих фестивалей и конкурсов. По итогам рейтингов общественного признания ему присвоены почетные звания – «Горожанин года» (2008); «Лидер в регионе» (2008); «Имя в образовании» (2009).
Родом из авторской песни
Время, события, люди. Эта нехитрая триада в её единстве и разнообразии так или иначе определяет судьбу человека, особенно человека творческого. Представлять Вячеслава Качурина николаевскому бомонду особой необходимости нет. Общеизвестно – литературный деятель, известный поэт, популярный бард. А вот вспомнить времена, когда формировалась личность моего героя, необходимо. Для понимания истоков творчества.
Смею утверждать, что Вячеслав Качурин, родом из авторской песни. Она пленила его душу, всё его естество в шестидесятых годах прошлого века, когда на волне хрущёвской «оттепели» громко заявило о себе новое уникальное явление – поющаяся поэзия. Для людей, утомлённых бравурными песнями о нашей якобы счастливой жизни, и лирикой, не отягощённой глубокими чувствами, негромкое искренне слово, спетое речитативом под гитару, было откровением для ума и катарсисом для души.
Для тысяч и миллионов людей (среди них и Качурин) авторская песня стала тем духовным стержнем, той религией, на которой формировался новый тип человека – человека думающего и чувствующего. Абсолютно не тиражируемые радио и телевидением песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Галича, а позже Владимира Высоцкого знала вся страна. У певцов есть такое понятие – полётность звука, здесь же налицо новый феномен – полётность песни…
Кажущийся на первый взгляд лёгким и простым, жанр авторской песни чрезвычайно сложен, сродни «творческому многоборью». Совсем непросто быть одновременно поэтом и композитором, певцом и гитаристом. Но мне кажется, гораздо важнее, чем многогранность таланта, психологическая готовность барда к публичному духовному самообнажению, без которого немыслима авторская песня. Вячеслав Качурин, с его искренней дружелюбностью, оказался в своей стихии. Это стихия творческой свободы, наивной романтики и добрых чувств, умноженные на талант поэтического трибуна.
Сам Вячеслав Качурин, размышляя об авторской песне, говорит так:
«…Авторская песня, по моему мнению, является скорее жанром литературным, чем музыкальным. Основой авторской песни являются стихи профессионального поэта, который представляет их, сопровождая игрой на гитаре или другом музыкальном инструменте. Аудитории всегда, кроме поэзии авторской песни, интересна и личность самого автора, его манера исполнения, общение с залом, оригинальность мыслей, заложенных не только в песне, но и в разговорах со зрителями. Я не являюсь профессиональным музыкантом и тем более вокалистом, поэтому стараюсь компенсировать это качеством поэтического слова».
Вячеслав Качурин и Александр Иванов
Кто-то напомнит (надеюсь не злобно), что Вячеслав Качурин на бардовском поприще «вселенской славы» не достиг. Но в авторской песне популярность исполнителя определяется не так, как в шоу-бизнесе. Здесь совсем другие критерии и особые слушатели – интеллектуалы, знающие толк в поэзии и воспитанные на лучших песнях Визбора, Окуджавы, Городницкого, Высоцкого. Высшая оценка от них – признание творческой самобытности и самодостаточности автора-исполнителя, независимо от места в «табеле о рангах».
Наш поэт любит вспоминать свои выступления с авторскими концертами в Прибалтике, в Армении после землетрясения в Спитаке, на БАМЕ перед николаевскими путеукладчиками, перед судостроителями Ленинграда. А уж в Николаеве концертов не счесть. И везде успех и признание благодарной публики. Это дорогого стоит.
Вячеслав Качурин на поэтическом вечере Александра Иванова
Родился Вячеслав Качурин в 1942 (военном) году в Саратовской обл. Отец – морской офицер, мать – учительница немецкого языка. Детство прошло на Дальнем Востоке России, а с 1961 года семья Качуриных обосновалась в Николаеве. Главные события в жизни молодого поэта происходили в русле свойственной тем временам стабильности и предсказуемости: окончание педагогического института, первые пробы учительствования в школе, служба в армии. И вот судьбоносный вираж: в 1969 году Качурин поступил на работу на Антарктическую китобойную флотилию «Советская Украина» преподавателем физики и математики судовой вечерней школы и заочной высшей одесской мореходки.
Через два года Вячеслав Тимофеевич перевёлся на рыбопромысловую базу «Восток», где работал директором вечерней школы до 1974 года. По сути, именно в этих дальних походах появились первые стихи В. Качурина, и море, безусловно, наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Среди нескольких десятков изданных им сборников стихов назову только некоторые, морские: «Там, где полюс недалёк» (1978), «Открытый океан» (1979), «Перо альбатроса» (1979), «Океан впадает в небо» (2016), «Ходовые испытания» и др.
Вот что писал в статье о Вячеславе Качурине лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченка поэт Дмитро Креминь:
«…Як мало хто з миколаївців наш vis-à-vis В‘ячеслав Качурін овіяний легендами морів і океанів, адже не просто співав осанну морякам і корабелам, поглядаючи на каравани кораблів із берега. Ні, в його життєвому послужному списку – нелегка праця на китобійній флотилії, де він прилучав до наук молодих моряків-китобоїв і морячок, майже десятиліття був директором вечірньої школи».
Конечно же, творческая палитра Вячеслава Качурина не ограничиваеся стихами на морскую тематику или авторской песней. Он постигает мир во всех проявлениях, акцентируя внимание на поступках и чувствах достойных Человека. В этом прослеживается преемственность с творчеством поэтов предыдущих поколений, что добавляет ценности поэзия самого Качурина.
Николаев никогда не был литературной периферией. Здесь жили, бывали, творили, любили этот город и посвятили ему искренние строки выдающиеся поэты Марк Лисянский, Николай Винграновский, Леонид Вышеславский, Анатолий Поперечный – список нескончаем. Во второй половине ХХ века в Николаеве сформировалась мощная когорта молодых суперталантливых амбициозных поэтов – Эмиль Январёв, Дмитро Креминь, Владимир Пучков, Валерий Бойченко, Валериан Юрьев. В этой литературной тусовке взрастал, был принят как равный Вячеслав Качурин, проявляя себя и как организатор литературного процесса в Николаеве. Он руководит литературными объединениями, в том числе знаменитым «Стапелем», областным отделением Союза писателей России, ведёт литературные студии и кружки.
А. Иванов выступает на юбилее интернет-журнала «Николаев литературный.
За столом В.Т. Качурин и В.Н. Христенко
Сейчас Вячеслав Качурин занят серьёзными литературно-художественными проектами: он Главный редактор международного интернет-журнала «Николаев литературный», член редколлегии Николаевского литературно-художественного альманаха «Соборная улица», плюс десятки других самому себе назначенных забот.
Сознательно упускаю кондуит заслуженных званий и литературных премий, которые мой герой имеет в изобилии. Главное то, что и сегодня поэзия Вячеслава Качурина востребована. Его читают, цитируют, поют. Николаевские композиторы – А. Нежигай, А. Сычёв, Е. Долгов – написали ряд песен на стихи Качурина. Я тоже, как композитор, обращаюсь к его творчеству. Результат – песни, замеченные слушателями и исполнителями, - «Всегда на страже», «А птицы летят» и др.
Концерт по заявке
А. Иванову
Опять уплыли мысли в никуда,
И водку пить наскучило “на шару”.
Вам захотелось песен, господа,
И вы мне в руки сунули гитару.
“Повесели подвыпивший народ!”-
Вы крикнете, срываясь на икоте.
И я спою, а вы мне от щедрот
Возможно, даже рюмку поднесёте.
Крутые страсти хлынут через край,
Какой-то жлоб зашаркает ногами:
“А ну давай, цыганочку сыграй!
А ну, давай, частушки с матюками!”
И тут же все засвищут, заорут.
И сам себя кляня и презирая,
Я буду вновь кривляться, словно шут,
И горло драть, по струнам ударяя.
И может быть, в разгульный этот час,
Со стороны покажется кому-то,
Что мне ужасно весело у вас
С больной душой и в роли баламута.
И я уйду сквозь дым от сигарет,
Назад вернусь теперь уже не скоро;
Душа из тьмы торопится на свет,
Гитара жаждет воли и простора.
P.S. Имея столь внушительное творческое наследие и послужной список, есть опасность «забронзоветь» и стать памятником при жизни. Единственное спасение – чувство юмора, ироничное отношение к собственной персоне и оптимизм на грани лёгкой придуркуватости. При встрече мы со Славиком любим пошушукаться в уголочке. Со стороны может показаться, что два мэтра беседуют о глобальных литературных процессах. Отнюдь. Мы травим анекдоты. А если к нам присоединяется человек блестящего ума, талантливый поэт и беспощадный пародист наших стихотворных опусов Владимир Христенко, то…
Но это отдельная тема уже для другой развесёлой повести.