Игорь Германович Топоров
Игорь Германович Топоров – внук известного советского писателя, просветителя и публициста Адриана Митрофановича Топорова. Он родился в 1954 г. в Перми, но с 1972 г. проживает в Николаеве. Окончил Николаевский кораблестроительный институт имени адмирала С.О. Макарова. Работал там же в судостроительном НИИ, далее в областном совете профсоюзов. В настоящее время – сотрудник туристической фирмы.
Игорь Германович – популяризатор жизни и творчества А.М. Топорова. Он систематизировал литературный архив писателя, перевел в компьютерный вид все его изданные и неизданные произведения. Топоров И. Г. – автор книги «Адриан Топоров. Воспоминания о деде» (2010 г.), а также ок. 50 статей и исследований в литературных сборниках и периодических изданиях России, Казахстана, Украины (2006-2013 гг.).
«Мозаика» из жизни замечательных людей
«Мозаика» - плод увлеченности нашего земляка, писателя
Адриана Митрофановича Топорова (1891-1984)
Он был выходцем из беднейшей крестьянской семьи на Белгородчине. Просветительская работа А.М. Топорова началась в 1908 г. в глубокой российской провинции – в Курской губернии, затем он учительствовал в Барнауле, в алтайском селе Верх-Жилино. Стал организатором коммуны «Майское утро». Именно из Верх-Жилино двадцать мужиков, прихватив с собой баб и детей, ушли на пустырь, чтобы начать новую жизнь. Бывшая воспитанница сельского учителя Э. Горюхина вспоминала, что это был «величайший социальный эксперимент, в основе которого лежала культурная составляющая выдающегося педагога А.М. Топорова. Подумать только, в 20-х годах на Алтае строились коровники по типу датских скотных дворов. Выписывались из-за границы экономические журналы».
Что еще сделал Топоров? Попробуем ничего не забыть.
Высшее проявление его просветительской миссии, конечно же, – педагогическая деятельность, далеко выходящая за рамки любой школьной программы. Он стал одним из лучших педагогов страны. Избирался делегатом Первого всесоюзного учительского съезда. Его фамилию зачастую упоминают в одном ряду с именами Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а школу коммуны «Майское утро» иногда сравнивают с яснополянской школой Льва Толстого.
В течение 20 лет он учил детишек и обучал грамоте коммунаров, собрал в глухом краю богатейшую библиотеку, краеведческий музей и два народных театра, детский и взрослый. Коммунары ставили «На дне» М. Горького и «Дядю Ваню» А.П. Чехова, в репертуаре были Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Мольер и пр. Дело его рук также - хор и струнный оркестр, исполнявшие классические произведения. Невозможно в это поверить, но в коммунарской деревенской школе - в тяжелейшие годы после Гражданской войны - одних только циммермановских скрипок было пятьдесят!!!
А.М. Топоров организовал читки художественной литературы. Крестьяне и их дети прослушали в блестящем актёрском исполнении молодого учителя сотни книг классиков и советских писателей - от Гомера до Метерлинка, от Пушкина и Толстого до Пастернака и Зощенко. Но не только прослушали: «Белинские в лаптях» (по выражению знаменитого журналиста-известинца А. Аграновского) высказали о каждой из них свои оригинальные и глубокие замечания. «Проглоти перо - лучше не скажешь», - так охарактеризовал эти критические замечания писатель и пушкинист В.В. Вересаев. Накопленный материал вылился в легендарную книгу «Крестьяне о писателях» (1930). Она сделала имя автора известным не только в СССР, но и далеко за его пределами - США, Австралии, Польши, Швейцарии, была высоко оценена А.М. Горьким, К.Г. Паустовским, К.И. Чуковским, А.В. Луначарским, Н.А. Рубакиным, А.Т. Твардовским, М.В. Исаковским, В.А. Сухомлинским, С.П. Залыгиным.
Как публицист он упомянут в серьезных научных исследованиях, признавался лучшим селькором Алтая, его статьи печатались в более чем в 100 изданиях нашей страны и за рубежом. А.М. Топоров известен также как библиовед, эсперантист, музыковед, языковед. Во всех этих отраслях культуры и знаний он имел печатные работы, научные труды. Ему посвятил фильм «Майское утро» знаменитый кинодокументалист Р.П. Сергиенко, ученик великого А.П. Довженко (ЦСДФ, г. Москва, 1988). О нем написаны биографические и художественные книги, стихотворения. За определенную схожесть судеб, ГУЛАГовское прошлое, несгибаемое мужество и литературный дар его называли «николаевским Солженицыным».
Лебединой песней знаменитого земляка стала книга «Мозаика». Это логическое завершение его просветительской миссии на земле, поскольку в литературном творчестве и в других сферах его многосторонней деятельности ясно прослеживалось стремление использовать все возможности для широкого распространения в обществе научных знаний и реализации на практике заботы о сохранении и изучении культурного наследия. Он говорил так:
«Многие коллекционеры собирают картины, редкие книги, открытки, почтовые марки, металлические и бумажные деньги, трубки, портсигары, птичьи яйца, спичечные коробки, конфетные и мыльные обертки и другие предметы, а я попытался собрать любопытные факты и эпизоды из жизни ученых, писателей, художников, композиторов, артистов театра, кино, цирка, словом, замечательных людей, создававших общечеловеческую культуру...» И добавлял: «Я пытался представить героев эпизодов как живых людей в быту со всеми их личными особенностями, иногда странными, чудаческими…
Все они извлечены из литературных источников и лишь сжато изложены мною».
Игорь Германович Топоров на улице Топорова в селе Косиха Алтайского края
Около десяти лет Адриан Митрофанович безвылазно провёл в библиотеках, разыскивая в старинной и современной ему литературе эти эпизоды. Сведенные вместе и преподанные в занимательной форме - эти энциклопедические на первый взгляд материалы заиграли новыми красками. Топоров отчётливо понимал, что собранное им неизвестно большинству читателей, особенно молодежи, и страстно хотел увидеть эту книгу изданной. Но было не суждено, «Мозаика» появилась на свет в киевском издательстве «Дніпро», лишь год спустя после смерти автора, сравнительно небольшим для советского времени тиражом и в сильно усечённом варианте (примерно седьмая часть рукописи). Она почти сразу обрела популярность среди участников чемпионатов по интеллектуальным играм («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») в Израиле, Германии, России, Украине. Отдельные миниатюры из неё охотно печатают в различных альманахах, журналах и газетах .
У любителей чтения теперь есть возможность подержать в руках второе, значительно дополненное издание «Мозаики». Надеюсь, что новая публикация поможет лучше представить образ Адриана Топорова, одного из последних рыцарей культуры.
Выражаю искреннее признание за участие в подготовке издания сотрудникам Государственного архива Николаевской области.