Владимир Владимирович Гладышев
Известный украинский ученый, публицист, литературный критик, член Национального Союза журналистов Украины. Послеокончания Николаевского государственного пединститута имени В.Г. Белинского работал учителем Матиясовской восьмилетней школы Березанского района Николаевской области. С 1990-го года прошел путь от старшего преподавателя кафедры зарубежной литературы до профессора кафедры истории украинской литературы и методики ее преподавания Николаевского государственного университета имени В.А. Сухомлинского. Ныне – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой славянской филологии этого университета.
Владимир Гладышев – автор около 300 публикаций, 15 пособий, 3 монографий, 6 коллективных учебников, изданных в России, Украине, Германии, странах дальнего зарубежья. Его материалы печатались в журналах: "Всесвітня література в сучасній школі", "Зарубіжна література в школах України", "Зарубіжна література", "Методичні діалоги", "Вікно в світ", "Навчання сьогодні", "Гуманітарні науки", "Русский язык и литература в школах Украины", "Русская словесность в школах Украины", "Педагогические технологии" (Москва), "Наука и Школа" (Москва), известных периодических изданиях страны. Член редколлегии нескольких методических журналов.
Литературные рецензии книг молодых авторов
Сергій Коломієць. "Невідома"
Изданием книги стихов в наше время никого не удивишь. Пишут люди, издают, «продвигают» свои творения. Наверное, это хорошо. Но всё чаще и чаще имеющие отношение к литературе люди говорят о том, что, дескать, издаётся много, а читать… почти нечего. Не каждая «книга по форме» может действительно стать Книгой.
Полагаю, что созданная в издательстве «Илион» дебютная книга студента ННУ имени В.А. Сухомлинского Сергея Коломийца заметно выделяется на общем фоне поэтических книг, изданных в Николаеве в последнее время. Чем же выделяется?
Сергей Коломиец родился в Гурьевке Новоодесского района, окончил там школу, поступил на филфак, где вполне прилежно изучает украинский язык и литературу и издательское дело. Как говорится, «замечен» был ещё в школе: талантливый мальчик участвовал в районных конкурсах, становился лауреатом. Выбор филфака не был случайностью.
Поэзия Сергея отличается в первую очередь бережным отношением к украинскому слову, стремлением молодого автора соединить в каждом из стихотворений «вечное» и те ритмы, которые можно было бы назвать «состоянием души современного человека». Обращение к традиционным для украинского народа морально-эстетическим ценностям осуществляется Сергеем в мире, в котором слово «традиция» стало едва ли не ругательством. Так получилось, что все стремятся стать «новаторами»… Любой ценой.
Нет, стихи молодого поэта отражают и эту тенденцию: игра словом и со словом, что заметно уже в оформлении обложки – потому-то я и написал, что книга не просто издана, но и «создана» издательством. И верлибр… как же без верлибра-то в современной жизни! И поэтические эксперименты. Есть всё это в стихах молодого поэта.
Наряду с этим, стихотворениям Сергей Коломийца присуща глубина чувств и оригинальная образность, которая, безусловно, является отражением глубокого внутреннего мира их лирического героя:
Лишилася від тебе лиш світлина,
Яка зникає в вулицях міських.
У пам'яті є ти і погляд синій,
Як сутінки, але в очах твоїх
Я бачу кілька строф твоєї втрати...
Поэзия всегда была продолжением и квинтэссенцией жизни, и настоящими поэтами становились те, кто умел облечь в слова чувства, доступные множеству людей. Лирический герой Сергея Коломийца живёт в своём мире, творит свой мир и делится этим миром с читателем. Которому небезразличен мир этого молодого, но глубоко чувствующего и умеющего найти верные слова для выражения своих чувств человека.
«Южная правда» не так давно опубликовала подборку стихотворений Сергея Коломийца. Выход «настоящей» книги – новый этап творческого становления молодого автора. «Невідома» воспринимается как поэтическая заявка на осмысление мира и себя в мире, сделанная молодым и талантливым, ищущим человеком.
… В книге поэт благодарит тех, кто помог ему на его творческом пути. Среди преподавателей университета – имя школьной учительницы Татьяны Алексеевны Назаренко, которая, можно предположить, первой заметила талант школьника. Снова – приверженность традициям украинского народа: помнить добро и уметь быть благодарным.
Остаётся пожелать молодому поэту новых творческих успехов, новых книг, новых читателей.
* * *
Надежда Кузьменко «Какое мне дело?»
Поэтические произведения студентки ННУ имени В. А. Сухомлинского Надежды Кузьменко, представленные в книге "Под ситцевым небом" (Изд-во Илион, г. Николаев, 2016 г.), даже с большой натяжкой не могу назвать «своими». Слишком уж разные миры, в которых мы живём – имею в виду себя и лирическую героиню молодого автора. Но, как это ни парадоксально может показаться на первый взгляд, читать стихи Надежды мне было интересно.
Так бывает.
Когда поэт «не твой» до последней строчки – но читаешь и радуешься: а ведь здорово сказано! И ритмы хороши, и образы удивляют «непричёсанностью» мыслей и чувств, да и в целом стихотворения складываются в общую, весьма привлекательную, картину.
Почему так?
Причин, полагаю, несколько.
Во-первых, конечно, личность автора. Глазастая, резковатая, с хорошо поставленным голосом девушка. На занятиях сидит тихо и смотрит внимательно. О чём думает? Похоже, не только о науке – спорить готов, что в книге есть стихи, «родившиеся» на парах в университете!
Во-вторых, современность поэзии Надежды Кузьменко. Поколение «айфонов в отпаде» воспринимает мир совершенно непредсказуемо. Похоже, не только для нас, людей старшего поколения, но и для самих себя – непредсказуемо. Как результат – рождаются строки, которые и новизной удивляют, и традицией отмечены.
«Постмодернистское сознание» молодого человека начала 21-го века – вот, наверное, самая общая формула, с помощью которой можно было бы определить сущность поэтического творчества Надежды Кузьменко. Если учесть, что это представлено в виде во многом экспериментальных по форме произведений, станет понятно: молодой поэт упорно ищет себя, пробует «свой голос» на излом. Так обычно всегда и бывает: обострённое чувство «диктует строку», и строка эта может быть весьма причудливой даже для самого автора.
Необычно?
Бесспорно!
Но – голос-то свой! Трудно спутать с кем-то это:
Рядом сидело
Моё антитело
Без дела
Несмело
Задело
Тебя.
Прошлые чувства обведу мелом –
какое мне дело
до этих ребят?
В мире, в котором вообще мало кому до кого «есть дело», Поэзия может оказаться той тонкой, но прочной нитью, помогающей самым разным людям ощутить друг друга на расстоянии. Расстояния огромны – но Поэзия сближает. «Не наша» Поэзия – сближает с миром, в котором мы без неё никогда бы не оказались…
Полагаю, книга Надежды Кузьменко будет интересна не только сверстникам автора. А всем, кто ищет «связующую нить», протянутую между влюблёнными в Слово людьми.