Анатолий Иванович Самойденко
Главный редактор газеты «Южная правда» (1985-2001 г.)
Я познакомился с Анатолием Ивановичем Самойленко вскоре после его прихода в «Южную правду». В один из осенних дней 1985 года я зашел к матери в редакцию, мы стояли на ступеньках главного входа, и тут вышел Анатолий Иванович. Они были с мамой земляками, оба из Запорожья. До прихода в «Южную правду» Самойленко работал заместителем главного редактора в газете «Индустриальное Запорожье», в которой мама работала до войны и после ее окончания заведующей отделом школ и культуры. Может быть, поэтому между ними в Николаеве сразу установились теплые отношения. Мама представила меня Анатолию Ивановичу, сказала, что я судостроитель и постоянный читатель «Южной правды». Помню, что разговор был непринужденный и дружеский, не чувствовалось непреодолимой дистанции, которая обычно отделяет руководителей такого уровня от остального мира.
Редакторство Анатолия Ивановича Самойленко пришлось на сложный «перестроечный» период в истории нашей страны, который отразился и на судьбе главной партийной газеты области. Не все газеты устояли под напором новоявленных «демократов». Заслуга Самойленко в том, что он оказался готов к наступившим переменам и сумел сохранить газету в тот сложный период. «Южная правда» стала собственностью редакционного коллектива и по сей день остается независимым органом печати.
В 2012 году я связался с нынешним главным редактором газеты «Индустриальное Запорожье» Владимиром Ивановичем Дупаком и сказал, что вышла в свет книга «Журналисты города святого Николая. История и судьбы». Сказал, что в книге много места уделено и Анатолию Ивановичу Самойленко, спросил адрес редакции и выслал им книгу с авторской подписью коллективу.
В этом номере «Николаева литературного» представлены мои интервью с николаевскими журналистами, в которых они делятся воспоминаниями о главном редакторе «Южной правды» Анатолии Ивановиче Самойленко.
член Союза писателей России, Валерий Бабич.
В.И.Козлов, журналист «Южной правды», заместитель председателя Николаевской областной организации Национального союза журналистов Украины.
С Анатолием Ивановичем Самойленко судьба столкнула меня с первых его шагов пребывания на Николаевщине, когда он был назначен редактором «Южной правды». В управлении по печати, где я тогда работал начальником, он бывал довольно часто, и мы с ним находили общий язык по всем вопросам. Анатолий Иванович был очень уважаемым человеком и среди редакторов районных газет. Когда в начальный период незалежности все стали кричать: «Долой районные газеты, зачем они нужны!», он был одним из тех, кто защищал их на любом уровне. И я не помню ни одного случая, чтобы Анатолий Иванович не взял слово в защиту районных газетчиков, то ли на съезде журналистов или на других республиканских совещаниях по вопросам печати. Его авторитет, как председателя Николаевской организации Союза журналистов и редактора областной газеты на всеукраинском уровне был достаточно высоким.
И районные газетчики со своей стороны его боготворили. Когда он был редактором и председателем областной организации Союза журналистов, а я был начальником управления по печати, мы проводили с ним совместные, так называемые «кустовые» совещания, с редакциями районных газет. Брали соседние районы, например, Снигиревский и Березнеговатский, и делали совместную встречу с коллективами редакций. Встреча проходила обычно где-то на границе районов, на природе, в какой-нибудь лесополосе. На встрече делался обзор материалов двух газет, высказывали что нравится, что не так, подсказывали друг другу, как можно сделать лучше. Естественно, все оканчивалось ужином на траве, где проходила эта межрайонная летучка. Редактора и коллективы газет такую своеобразную форму учебы одобряли. К таким совещаниям и Самойленко, и я тщательно готовились, предварительно просматривали газеты и составляли мнение о публиковавшихся в них материалах. Мы делали много таких межрайонных летучек, и это сблизило нас.
В 1991 году с «Южной правдой» случилась беда. После подавления августовского путча и запрета Компартии пришли ее опечатывать. Анатолий Иванович позвонил мне в 6 часов утра на следующий день после того, что их предупредили о закрытии как органа обкома партии. Он сказал, что в течение дня они проведут собрание коллектива редакции и внесут в выходные данные газеты изменения. Она учреждается трудовым коллективом – т.е. сотрудниками газеты. И попросил перерегистрировать газету в управлении по печати, но до того времени не прекращать печатание «Южной правды».
В то время колоссальную активность проявляли члены Народного Руха и другие партии этого направления, которые старались побыстрее избавиться от всего, что было связано с партийным прошлым, и даже, может быть, отомстить.
Я понимал, что содействие партийному органу, в какой-то мере, ставит под удар и мою судьбу. В любой момент могли собрать сессию областного совета и снять меня с должности начальника управления. Конечно я мог тогда занять такую позицию: «Когда переоформите газету, тогда и будете выпускать!». А газета имела в то время 220 тыс. подписчиков, и нужно было как-то решать эту проблему. Я понимал тревогу и озабоченность Анатолия Ивановича, и потому его успокоил. Я сказал:
– Не беспокойтесь, я сейчас иду на работу и пишу приказ директору областной типографии Николаю Павловичу Ганже: печатать «Южную правду» и дальше, т.е. беру всю ответственность на себя. А вы быстро готовьте все необходимые документы. После их оформления мы вас перерегистрируем, и вы будете выходить, как независимая газета.
Так и сделали. В тот же день в «шапке» «Южной правды» было изменено название органа, выпускавшего газету. Вместо обкома партии учредителем газеты стал трудовой коллектив «Южной правды», каковым он является и поныне.
Я оценил Анатолия Ивановича Самойленко, как человека болеющего за свое дело и свою газету и потом, когда работал уже здесь, в «Южной правде». Он не считал себя только редактором – организатором газетного дела, но и сам часто выступал с крупными аналитическими статьями. В середине 1990-х годов к очередной годовщине Революции он написал известную многим статью «Заноябрило за окном, заноябрило». В статье проявился его публицистический талант. В то время еще оставалось много людей, свято веривших в прошлые идеалы. И он, как редактор, нашел в себе силы и мужество сказать людям прямо: «Пути назад нет, и прошлое никогда уже не возвратится». Статья вызвала тогда отрицательные отзывы со стороны некоторой части читателей, особенно пожилых людей, мол «что же ты сам, в прошлом коммунист, редактор партийной газеты, теперь изменяешь своим идеалам». Он все это вынес, стерпел. Сумел сохранить коллектив «Южной правды», и все, кто тогда с ним работал, хорошо это помнят, ценят и сохраняют о нем память.
* * *
Б.Л.Аров. Журналист Николаевской областной газеты «Южная правда» с 1937 года.
Анатолий Иванович Самойленко – новый для нас тип редактора. Он был наделен современным взглядом на жизнь и даже несколько опережал свое время. Был хорошим публицистом, настоящим журналистом. В период его редакторства, в середине 1980-х годов, в стране начались шатания, на страницах печати велись острые дискуссии. Статьи Самойленко были обстоятельными, с пониманием того, что происходит. Поэтому с ним считались николаевские партийные руководители, как с журналистом, влияющим на политику в нашем регионе.
Когда начался развал, он четко предсказал, что с окончанием советской власти начнутся новые формы работы. Потому так быстро, можно сказать моментально, среагировал, когда пытались закрыть, опечатать редакцию «Южной правды», что до этого сделали в здании обкома. Никто не знал, что делать, а он знал! Он спас газету своей находчивостью, деловитостью, предприимчивостью. Все было разрушено, денег нет, а нам нужно выпускать газету, решить вопросы о доставке ее читателям. За бумагой он специально ездил во Львов, в Западную Украину, летал в Россию, а потом посылал туда один за другим гонцов. Для решения экономических вопросов в штате появился человек, который специально занимался экономикой. Самойленко оказался на капитанском мостике, когда наш корабль терпел крушение. И проявил настоящие организаторские способности, чтобы обеспечить все это.
Анатолий Иванович умел ценить таланты, бывал иногда резковатым, но был уважаем в редакционном коллективе, и я считаю, что это был один из самых сильных наших редакторов. Он приехал в Николаев с опытом работы в газете «Индустриальное Запорожье», где был заместителем главного редактора. Имел большие связи в Киеве, с ним считались, он пользовался там уважением. Если приходилось решать что-то важное, ехал в Киев посоветоваться с Игорем Федоровичем Лубченко, председателем Союза журналистов Украины. Несколько раз Лубченко приезжал в Николаев помогать «Южной правде» решать возникавшие здесь вопросы.
Когда Самойленко возглавлял Союз журналистов в Николаеве, целая группа наших журналистов получила звание «Заслуженного журналиста Украины», и пробивал это в Киеве, конечно, он. Это звание тогда получили Агнесса Виноградова, Нина Шепель, Александр Кремко, Владимир Пучков, Елианд Гоцуенко.
Жизнь Самойленко закончилась трагически. Он мог бы еще много сделать для редакции. Сначала – трагедия с ногой, а потом – ошибка врачей. Его повезли на операцию в Киев, но и там сделать ничего не смогли.
Анатолий Иванович Самойленко оставил глубокий след в истории редакции. После его смерти была учреждена премия за журналистские достижения – имени Анатолия Самойленко, и присуждается она ежегодно лучшим журналистам.
* * *
Ю.И.Ростиянов, заместитель главного редактора газеты «Южная правда».
Несмотря на большую загруженность редакторскими делами, Анатолий Иванович не давал заржаветь своему журналистскому перу, часто писал, в основном публицистические статьи и очерки. Был членом бюро обкома и не боялся острых тем, критических публикаций. В газету приходили письма, авторы которых упрекали его в необъективности, но он смело публиковал эти письма, разъясняя редакционную позицию. При нем газета имела хорошую репутацию. В перестроечные годы и в период всеобщего развала он спас газету от распада и в коммерческом, и в творческом плане. Всегда очень переживал за подписку, боролся за читателя.
Помню, я напечатал статью, которая называлась «Зачем вы, девочки, так водку любите?» с анализом многочисленных фактов женского алкоголизма и поиском путей борьбы с ним. В то время Анатолий Иванович лежал в больнице и узнал, что из палаты в палату передавали для чтения какую-то газету. А когда она дошла до него, то увидел и потом рассказал на редакционной «летучке», что это была «Южная правда» с моей статьей.
Когда я ушел в профсоюзную газету, Анатолий Иванович был недоволен, звал обратно. После моего возвращении в редакцию он вскоре назначил меня заместителем редактора и ответственным за распространение «Южной правды». Мы каждый день встречались и обсуждали, какой тираж можем обеспечить на ближайшее будущее, что нужно сделать, чтобы заинтересовать читательскую аудиторию и подхлестнуть почтовиков.
* * *
Г.В.Селин, журналист «Южной правды» и собственный корреспондент газеты «Правда Украины» по Николаевской области с 1975 по 1992 годы.
Анатолий Иванович Самойленко сделал главное: он сохранил «Южную правду» в самое тяжелое время, когда пачками закрывались областные газеты по всей Украине, перерождались на потребу дня или становились чисто рекламными изданиями с резким сокращением тиража. Самойленко сумел сохранить и газету, и коллектив. И в этом – главная заслуга всей его жизни.
* * *
А.М.Колесник, ответственный секретарь «Южной правды».
В последние годы пребывания Шарафанова в должности редактора в коллективе начались склоки. И обкому партии это надоело. Послали в ЦК Компартии Украины Валентина Светова – найти нового редактора. В ЦК предложили кандидатуру Анатолия Ивановича Самойленко, который был в резерве ЦК на должность редактора. И вот мы сидим в секретариате, когда нам говорят: «Смотрите, приехал наш новый редактор». Самойленко приехал потихоньку, без помпы, и пошел на собеседование к первому секретарю обкома Леониду Гавриловичу Шараеву.
Тогда я поддерживал Рух. Самойленко же был категорически против. Он вызывает меня в кабинет и уговаривал написать критический материал о Рухе. Я отказывался – неделю, две недели, месяц. А Самойленко настаивал. Тогда я позвонил Саше Глушко в Киев:
– Что делать? – А он мне говорит:
– Хочешь стать Геростратом – будь Геростратом.
Сначала я не понял, а потом уточнил в энциклопедии, кто такой Герострат. Оказывается, он прославился тем, что сжег в своем родном городе храм богини Артемиды, чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания – приказ о его полном забвении.
И я решил «не сжигать храм», не выступать против Руха. В это время организовывалась областная профсоюзная газета, и я ушел туда ее редактировать. Вместе со мной в этой редакции работали Юра Ростиянов, Лиля Албеско, Боря Рыбаков, Тоня Тамбовцева.
У Самойленко был сахарный диабет, и со временем наступило ухудшение. Его сын работал в Киеве и вызвал частную скорую помощь «Борис», чтобы отвезти отца в столицу. Конечно, хотел сделать как лучше. Но пока везли его в Киев, состав сахара в крови повысился в 10-20 раз. Я думаю, что надо было оперировать здесь. В Николаеве есть хорошие эндокринологи.
Несмотря на наши разногласия, я знаю, что Самойленко был толковый редактор. Я часто хожу на его могилу, которая находится возле кладбищенской конторы, слева при входе на центральную аллею. Его жена и дочь из Николаева уехали.
* * *
Н.А.Зякун, заместитель главного редактора газеты «Южная правда.
Анатолий Иванович Самойленко пришел в редакцию на волне перестройки. Он возглавил «Южную правду» в 1986 году и был редактором 15 лет. Это был новый этап в развитии газеты и в развитии нашего общества в целом. Коллектив воспринял его положительно, и смена власти в редакции прошла мягко. Его команды были доступны, планы понятны, и народ работал на общие цели выпуска газеты. Ему пришлось отстаивать интересы коллектива в условиях полного развала общественных структур. В ночь ГКЧП, когда нависла угроза над существованием газеты, он смог удержать коллектив и сохранить «Южную правду». И в этом его заслуга и благодарность сегодняшнего поколения журналистов.
Анатолий Иванович прошел большую журналистскую школу и пришел к нам из Запорожья, где работал заместителем главного редактора. Коллектив «Южной правды» насчитывал тогда 84 человека. При нем огромное редакционное колесо крутилось четко и без сбоев. Каждый знал, что ему нужно делать.
* * *
Л.П.Костюк, журналист газет «Ленiнське плем’я» и «Южная правда».
Анатолий Иванович это личность, фигура… Ах как жалко, он рано ушел из жизни. Похоронен недалеко от Эмиля Январева, и когда я прихожу на кладбище, подхожу к могиле Анатолия Ивановича и вспоминаю его. Это был удивительный человек и писал хорошо. Профессиональный журналист. Мы учились с ним в одном университете, он был на курс младше меня, и потому у нас было много общих воспоминаний об университете. Стоило приоткрыть к нему в кабинет дверь и заглянуть, как он тут же говорит: «Заходите!». Он любил общение и был рад каждому человеку. И это общение начиналось газетными делами, а оканчивалось самыми невероятными темами. Он был демократичным человеком, и ты всегда знал, что он тебя поймет, поможет, посочувствует и поступит по справедливости. Если у него с кем-то происходил жесткий разговор, то он быстро прощал. В 55 лет я ушла на пенсию, а потом мне стало тошно сидеть дома, и в 1998 году я ему сказала, что не прочь вернуться. Он меня принял без слов, с радостью, с распростертыми объятьями. На планерке торжественно объявил, что возвращается Люда Костюк. После этого у меня был один из лучших периодов в моей творческой жизни, пять самых плодотворных лет.
Потом он заболел, очень мучился, очень страдал… Мы с Эмилем часто ходили к нему в больницу, я приносила вареники, еще что-то такое вкусное готовила. Умер он в августе 2001 года. Очень хорошо, что установили областную журналистскую премию имени Анатолия Самойленко.
Интервью с журналистами и фотографии Валерия Бабича
Главный редактор газеты "Южная правда" Николай Стеценко о журналисте Анатолии Самойленко
* * *