Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

123

 

 

 

Приморская муза Семена Боброва

Мы все пришельцы – ты и я;
Вселенна – поприще для нас:
Отечество не здесь – но там…

 

Семен Бобров начал печататься еще в студенческую пору. После окончания Московского университета служил в канцелярии Сената, а в 1791 году перешел в морское ведомство, и в чине капитана был направлен в Черноморское адмиралтейское правление на должность переводчика в Походную канцелярию адмирала Н.С. Мордвинова, первого Николаевского военного губернатора и Главного командира Черноморского флота.

С.С. Бобров (около 1763-1810) вошел в историю русской литературы как образованнейший любитель словесности, приверженец традиций М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, М.М. Хераскова, последних могикан XVIII века. Он заслужил множество эпиграмм, упреков в дурном вкусе, использовании архаизмов, затрудненности поэтической речи и мистицизме. Вместе с тем некоторые критики усматривали в любви поэта к символам, необычным метафорам и нерифмованному (белому) стиху «гениальные порывы».

Годы службы в Николаеве, в Северном Причерноморье были для поэта весьма плодотворными. Его интересовал южный край, его история, воинская слава («Ода на «Святой Николай» – первый фрегат, построенный на Николаевских верфях, его жители, местное наречие. Сохранились выполненная капитаном Бобровым запись украинской народной песни. В Николаеве он близко сошелся с московским типографщиком С.А. Селивановским, который налаживал печатание книг.

5 ноября 1794 г. в Херсоне Бобров присутствовал при спуске на воду 74-пушечного линейного корабля «Святой Петр». Этому событию он посвящает поэтическое послание «К кораблю» – «Ступай в объятия Фемиды серебристы…» (В примечании к стихотворению поэт отметил, что сам спускался на судне). Из-под пера поэта рождается ода, адресованная «покровителю и любителю российской словесности г. М…ву» – личность Н.С. Мордвинова неизменно вызывала восхищение поэта:

Уже компас, весы и лира
Переселятся жить в листах;
А сын брегов под тенью мира
Живой глас узрит в письменах.
.........................................................
Приморски Музы! – открывайте
Пред общий взор свои сердца!
Оливой с розами венчайте
Бессмертье вашего творца.

Однако главным произведением николаевского периода творчества Боброва и всей его жизни стала большая лироэпическая поэма «Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе», написанная по впечатлениям путешествия по Крыму. Поэту удалось побывать там, сопровождая Н.С. Мордвинова. В 1798 г. произведение было опубликовано в Черноморской адмиралтейской типографии и сразу привлекло внимание критиков. Второе издание поэмы получило название «Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсоне Таврическом» (СПб., 1804).

Считая себя свободным для словотворения, Бобров отказался от рифмованной строфы. «Таврида» – своеобразное описание Крыма, его растительного и животного мира, географии, истории. Поэма стала экспериментальной лабораторией русского стиха.

Приморская муза Боброва выражала творческий восторг, живописала власть уникальной крымской природы над человеком, гармоничное уподобление «буквенных звуков» реалиям жизни. Поэтическому слову Боброва было доступно все: и приметы пробуждающегося утра, и краски южной ночи, и описание первой встречи корабля с родной морской стихией. Замысел произведения хорошо понял А.С. Пушкин. В письме к П.А. Вяземскому (1-8 декабря 1823), преодолевая иронию – современникам было известно особое пристрастие автора «Тавриды» к вину, он писал так: «Меня ввел во искушение Бобров: он говорит в своей «Тавриде»: под стражею скопцов гарема. Мне хотелось что-нибудь у него украсть…» Несколько видоизмененные поэтические строки Боброва встречаем в пушкинском «Бахчисарайском фонтане» и поэме «Медный всадник».

«Таврида» оказалась не единственным произведением, увидевшем свет в Николаеве. В перечне книг, изданных в крае в начале XIX века, значится еще одно сочинение капитана С. Боброва – «Домашние жертвы, или Семейные удовольствия» (1800). В 1799 г. в чине коллежского асессора поэт вышел в отставку и вскоре выехал в Петербург, где и провел остаток дней.

 


Общий вид Николаевского адмиралтейства. Почтовая открытка начала ХХ в.


Наконец, раскаленное светило спустилось за горизонт, и я, продолжая путь мой, при ночной темноте приблизился к знаменитому Николаеву, переправился на байдаке через р. Ингул и въехал в город. Любопытство видеть сей новосооруженный град пробудило меня еще при появлении зари, и первый мой взгляд на Николаев привел меня во изумление.

Да, поистине надобно быть на месте, чтобы иметь понятие о чудотворном преобразовании глухой и необитаемой степи в течение трех лет в хороший город.
Николаев довольно обширен, расположен в новом вкусе и имеет до 800 домов, построенных из камня, и большею частию с колоннами, коих третья доля принадлежит казне…
В Николаеве 2 церкви: собор с весьма хорошею внутренностью, богатою утварью, и деревянная Греческая; при том двое торговых рядов, из коих в одних российские, а в других греческие купцы промышляют своими товарами.

П.И. Сумароков, 1799 1 сентября.

В 7 часов утра в Николаеве. Широкий Буг, на берегу коего деревня. На Буге верфь. Вблизи обсерватория, прекрасное здание в стороне, окруженное лесом тополей и верб. Город красивый. Есть здания довольно огромные, все прочие приятной архитектуры. Остановились пить кофе в Николаеве. Прекрасный чистый город, до 40 тысяч жителей, считая 13 тысяч войска... Удачная постройка кораблей,
которая стоила миллиона.

В.А. Жуковский, 1837
Подъехав к Тилигулу, я уставился на огромный синий лиман… На лимане плавали дикие лебеди. В наших песнях так часто говорится про синее море, про белую лебедь, которых нет в северном краю, что эти образы мне как-то сродни…Я видел море в Петергофе, но Черное море лучше.
Чувствую, однако, что эти впечатления лягут во мне широким фундаментом для будущей моей поэтической производительности.
И.С. Аксаков, 1848

Глазами современников _______________________



10
«Сочинения ученого
и литературного
содержания»
Без упоминания этого счастливого «проекта» известного интеллектуала и моряка, председателя Черноморского адмиралтейского правления Н.С. Мордвинова трудно представить историю культуры не только Северного Причерноморья, но и всей Украины и России.

Через семь лет после спуска на воду первенца черноморского кораблестроения фрегата «Святой Николай» (1790) в городе на Южном Буге была учреждена Черноморская адмиралтейская типография, положившая начало систематическому книгопечатанию на Юге. Здесь увидели свет литературные сочинения С. Боброва, П. Захарьина, В. Петрова, В. Даля, А. Баласогло, А. Пальма, Н. Венгера, А. Марченко, Г. Бригера.
Заведовать типографией был приглашен Семен Иоанникиевич Селивановский, чья типография в Москве отличалась образцовой репутацией. После указа о закрытии «вольных» типографий он принял приглашение Мордвинова и в 1797 г. приехал в Николаев.

В списке местных публикаций этим и следующим годом помечены сразу семь изданий. Среди них «Букварь
французский (новый), с приобщением словаря французских изречений и разговоров», переводное сочинение Линда «Опыт о действительнейших способах к сохранению здоровья морских служителей…», исторический труд офицера флота и писателя П. Захарьина «Новый синопсис, или Краткое описание о происхождении славяно-русского народа…», его же «Арфасад» – «халдейская вымышленная повесть». В 1800 г. С.И. Селивановский вернулся в Москву, оставив мастеров и вполне налаженное типографское хозяйство с двумя печатными станками и несколькими десятками пудов русских, французских, немецких шрифтов и деревянных литер разной величины. Отливку шрифтов и линеек производила типографская словолитня. К концу XVIII века в Николаеве были напечатаны более двух десятков книг (из 237, опубликованных в российской провинции). В первое десятилетие нового столетия в городе выходят в среднем пять книг в год: учебные пособия, предназначенные воспитанникам штурманского училища, переводные сочинения (И. Кант. «Основание для метафизики нравов», 1803), труды врача-эпидемиолога Д.С. Самойловича.

«Николаевская Черноморская типография, – свидетельствовал одесский историк Н. Мурзакевич, – с 1800 по 1820 год делается во всем крае единственною, отколь появлялись в свет сочинения ученого и литературного содержания». Следует заметить, что на обложках первых николаевских книг и последующих десятилетий значится указание четырех мест изданий: Николаев, типография Черноморского адмиралтейства; Николаев, типография Черноморского штурманского училища; Николаев, типография Черноморского гидрографического депо и Николаев – без указания типографии. Можно предположить, что книгопечатание в городе, по сути, имело один адрес, менялась лишь ведомственная принадлежность издательского предприятия. Типография располагалась в комплексе исторических зданий, примыкающих к Дворцу Главного командира Черноморского флота (сегодня – Музей судостроения и флота, ул. Адмиральская, 4).

Последним смотрителем типографии Черноморского адмиралтейства был известный русский гидрограф лейтенант И.М. Будищев.

 

Старый Николаев. Вход во двор. Фото 1984 года

В 1860 году николаевская типография располагала 5-ю ручными печатными станками и большим набором различных шрифтов. Ее обслуживали 13 работников. Своя словолитня отливала шрифты и линейки. Николаевские издания, как правило, имели хорошее оформление, снабжались иллюстрациями, схемами, картами, рисунками, фотографиями. Тиражи их составляли от 300 до 1000 экземпляров и были доступны читателю.

Новый список местных изданий XIX в. открывали труды гидрографа М.П. Манганари, генерал-лейтенанта артиллерии К.И. Константинова, адмирала А.С. Грейга, историка З.А. Аркаса, теоретика военно-морского дела Г.И. Бутакова, две одноактные пьесы В.И. Даля.

В 1832 году адмиралтейская типография (Черноморского гидрографического депо) опубликовала «малороссийскую повесть» одессита Николая Венгера «Микола Коваль». Это произведение (отсутствует
в книгохранилищах Украины) отразило настроения украинских крестьян, их протест против желания польской шляхты включить в состав Польши Правобережную Украину. Повесть «Микола Коваль» стала первым изданием на украинском языке в Северном Причерноморье.

В конце 1864 г. адмиралтейская типография была сдана в аренду для печатания первой городской газеты – «Николаевский вестник». В Херсонской губернии получили широкое распространение частные типографии, которые полностью заменили казенные. До конца XIX века в Николаеве были напечатаны более 240 книг.
К сожалению, до сих пор не существует сводного каталога местных книжных раритетов. В 1996 году Николаевский областной краеведческий музей издал каталог собственной коллекции книг и брошюр, опубликованных в г. Николаеве. Малое музейное собрание насчитывает 45 названий.

Город сей, расположенный на левом возвышенном берегу реки Ингул, по устройству и месторасположению
почитается в числе лучших Новороссийского края. В нем Соборная Адмиралтейская церковь во имя Св. Георгия Армянского обращает на себя особое внимание, с одной стороны, как памятник Великой Екатерине, а с другой – как место, где находятся следующие редкости: два осьмиконечных креста – золотой, присланный князем Потемкиным из Ясс, и серебряный… Строителем сего собора был оберштернкригс-комиссар Фалеев…

Из прочих зданий замечательны: присутственные места города Николаева, обсерватория, Дом благородного собрания, чертежная, словолитня и переплетная. Весьма любопытны также собрание астрономических инструментов, гидрографическое депо и библиотека, состоящая из 10000 томов книг на английском и русском языках.
К.Х. Кнорре, 1843

Это один из быстрорастущих городов, русский Тулон, имеет, кроме казарм, обширные сооружения, замечательные как по своей величине, так и по своим механическим приспособлениям... Хотя Николаев предназначен специально для военных целей, тем не менее, он имеет некоторое значение и для мирного портового обмена, он является наследником милетской Ольвии, находившейся несколько ниже, близ слияния обоих лиманов – Днепровского и Бугского у «Ста могил».
И.С. Нечуй-Левицкий, 1883


Глазами современников_______________________


14
У исследователей имеется множество свидетельств живого внимания великого русского поэта к степному Причерноморью, где расположен Николаев и его окрестности. Среди бумаг Пушкина обнаружена набросанная его рукой схематическая карта, на которую нанесены Лиман и Очаков. Северное Причерноморье интересовало поэта как край, где оставил следы своей деятельности его дед И.А. Ганнибал – один из строителей Херсона. «Его постановления, – писал Пушкин, – доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 году видел я стариков, живо хранивших его память». Здесь же поэт записал исторический анекдот о запорожцах, которые с достоинством ведут диалог с всемогущим фаворитом Екатерины II Григорием Потемкиным:

«Однажды Потемкин, недовольный запорожцами, сказал одному из них: «Знаете ли вы, хохлачи, что у меня в Николаеве строится такая колокольня, что как станут на ней звонить, так в Сече будет слышно?» –

Александр Пушкин:
«Лети, корабль…»
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края…
«Погасло дневное светило…»
г. Николаев. Памятник А.С. Пушкину
15
«То не диво, – отвечал запорожец, – у
нас в Запорозцине е такие кобзари, що
як заграють, то аже у Петербурси за-
танцують».
Известен глубокий интерес Пушки-
на к малороссийским песням, украин-
ским сюжетам, украинской истории. Он
запомнит «Днепром подмытые равнины
и степи Буга…», «сребристых тополей
листы», прозрачное украинское небо.
Мы не располагаем документами,
подтверждающими пребывание поэта в
Николаеве, однако, сверяя передвиже-
ние Пушкина по югу с картой почтовых
станций первой половиной 1820-х го-
дов, есть основания утверждать, что
поэт останавливался в Николаеве, ме-
няя лошадей. Это могло быть в середине
сентября 1820 года по пути из Симферо-
поля в Кишинев вместе с семейством Раевских, затем – в самом на-
чале весны следующего года при возвращении из Каменки Киевской
губ. (теперь Черкасской обл.) в «столицу Бессарабии» – Кишинев.
Возможно, Пушкин заезжал в Николаев и на исходе мая 1824 года,
когда по распоряжению генерал-губернатора Новороссийского края
должен был осмотреть пораженные саранчой нивы и угодья несколь-
ких уездов.
28 мая после возвращения из поездки «на саранчу», оскорблен-
ный неуважительным отношением М.С. Воронцова («он видел во
мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе кое-что
другое»), Пушкин пишет прошение об отставке. Желание уйти с го-
сударственной службы было расценено как очередная дерзость воль-
нодумного поэта.
8 июля последовало высочайшее повеление: находящегося в
ведомстве государственной коллегии иностранных дел А. Пушкина
уволить вовсе со службы. По распоряжению царя он ссылался в роди-
тельскую деревню Псковской губернии под надзор местных властей.
Фрагмент страницы пушкинской
рукописи
16
29 июля поэт поставил
подпись под приказом гра-
доначальника «незамед-
лительно» отправиться
из Одессы к месту назна-
чения, не останавлива-
ясь нигде. Строго огова-
ривался маршрут: через
Николаев, Елизаветград,
Кременчуг, Чернигов и
Витебск. 1 августа поэт
мог менять лошадей на
николаевской почтовой станции. Она находилась на пересечении
современных ул. Советской и Шевченко и содержала конюшню на
15 троек лошадей. 16 июня 1824 г. декабрист С.Г. Волконский отпра-
вил поэту П.А. Вяземскому следующее послание: «Извини, любез-
ный князь, что пишу так мало, но пишу с почты Николаева и сажусь в
карету…». В письме есть указание на то, что Волконский встречался
с А. Пушкиным в Одессе: «Пушкин пишет Онегина и занимает собой
и стихами всех своих приятелей».
Сегодня на том месте, где в начале XIX века располагалась го-
родская почтовая станция, установлен памятный знак с горельефным
изображением А.С. Пушкина (ул. Шевченко, 64а).
Восстанавливая связи поэта с причерноморским краем, обычно
упоминают и современников, которые входили в его окружение, об-
щались в пору южной ссылки. Среди них были николаевцы, морские
офицеры, члены их семей: Главный командир Черноморского фло-
та адмирал А.С. Грейг, капитан-лейтенант Е.В. Зонтаг, его супруга
Анна Петровна, племянница В.А. Жуковского. В августе 1820 года
Александр Сергеевич совершил морской переход из Феодосии в Гур-
зуф на корвете «Або». Это был военный корабль Черноморского фло-
та. Он был заложен на главном адмиралтействе г. Николаева 18 но-
ября 1808 года строителем Ф. Кузнецовым. Спущен на воду 4 мая
1809 года. Командиром «Або» в 1818-1820 годах был человек яркой
судьбы, участник 18 морских кампаний, кавалер ордена Св. Георгия
капитан-лейтенант И.П. Дмитриев. Именно его (не называя фамилии)
Корвет «Або»
17
упоминает поэт в своем письме из Крыма. Впечатления морского пла-
вания нашли отражение в хорошо известном стихотворении «Погас-
ло дневное светило…», написанном, по словам самого поэта, – «но-
чью на корабле». Южная ночь, боевой корабль, шумящие под ветром
паруса подсказали поэту вдохновенные строки лирики, заставили
размышлять об ушедших годах, сердечных утратах, далеких берегах
отечества:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались…
К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина одна из улиц г. Нико-
лаева – Бульварная получила новое название – Пушкинская. 3 сен-
тября 1988 г. в сквере на пересечении улиц Набережной и Пушкин-
ской установлен памятник двадцатипятилетнему поэту (скульптор –
заслуженный художник Украины Ю. Макушин, архитектор – О. По-
пова). С 1989 г. в Николаеве действует Пушкинский клуб.
Николаев, 6 июня 1998 г. У памятника А.С. Пушкину
18
***
Еще свежи под слоем древней пыли
Живые, но холодные следы.
Здесь жили люди. Здесь они любили,
И каждый был когда-то молодым.
Растили рожь и просо с чечевицей,
Встречали грудью ветер и грозу.
Ловили у любимых на реснице
Губами пересохшими слезу.
Они клялись не нашими богами,
Но также в муках их рожала мать.
То были биты лютыми врагами,
То сами шли кого-то убивать.
…Остыли камни древних очагов.
Иных века придумали богов.
Здесь жили люди. Кто теперь расскажет –
Я их потомок или их врагов?
На древнем городище. Б. Мозолевский, 1980
***
Погасло дневное светило…
А. Пушкин
Я сяду в лодку, я расправлю парус,
и я отправлюсь прямо на закат,
там новая судьба меня заждалась,
там боли нет, как много лет назад.
Ведь было же, хоть и прошло, но было!
А значит, снова будет, и не ной!
Шуми, шуми, послушное ветрило,
и океан волнуйся подо мной.
А. Суров, 2007
Поэтическая антология края ________________________________
19
«Он родился в 1813 году, а умер неизвестно когда. Он был ли-
тератором, но из того, что написал, напечатано менее половины,
остальное либо существует в рукописном виде, в архивах, либо во-
обще утрачено», – так отзывается об А.П. Баласогло его биограф
С. Тхоржевский.
Поэт назло судьбе
Под белую хоругвь, под парус корабля,
Вербуя всякий ветер, попутный – непопутный,
Вручу фантазии крутой рычаг руля
И ринусь на валы, на штурм ежеминутный…
А. Баласогло
Николаев. Каботажная гавань
Фотография начала ХХ в.
20
В глухую апрельскую ночь
1849 года вместе с А. Баласогло,
дворянином, потомственным моря-
ком, 35-летним сотрудником Ми-
нистерства иностранных дел, бы-
ли арестованы и заключены в ка-
меры Петропавловской крепости
участники антиправительственно-
го заговора. Лидер кружка русских
социалистов-утопистов, служащий
министерства М. Петрашевский,
писатель Ф. Достоевский, литера-
тор С. Дуров, поэты А. Пальм,
А. Плещеев. В России разразился
крупнейший политический про-
цесс.
Он родился в Херсоне (23.10,
4.11) в семье члена интендантства
Черноморского флота, обрусевше-
го грека генерал-майора П.И. Бала-
согло. Детство провел в Николаеве,
Измаиле, Севастополе. Первая книжка, которая попалась ему в руки,
была география. С тех пор мысль об открытиях, кругосветных путе-
шествиях стала страстью. В пятнадцать лет, будучи гардемарином,
он дважды тонул, участвовал во взятии Варны, под турецкими ядра-
ми доставлял на флагман ключевую воду для императорской свиты.
«Свирепыми» называет он нравы, с которыми встретился на флоте.
Баласогло вышел в отставку и вскоре нашел людей, способных ви-
деть несчастья окружающих. Это были философы, поэты, любители
российской словесности, убежденные ненавистники монархического
произвола и крепостничества. Его лучшим другом стал писатель Фе-
дор Достоевский.
По результатам расследования военно-судебной комиссии все
участники кружка Петрашевского (21 подсудимый) были признаны
«в умысле на ниспровержение существующего государственного по-
рядка» и приговорены к смертной казни. Дальнейшая судьба осуж-
Обложка «Черновых записок»
Александра Баласогло
21
денных зависела от милости Николая I. Им была дарована свобода –
жизнь на каторге или служба в арестантских ротах. А. Баласогло
ссылался в Олонецкую губернию. Спустя шесть лет, после долгих хо-
датайств родителей, ему было разрешено поселиться в Николаеве.
Пребывание в городе детства почти не облегчило участи. Репута-
ция поднадзорного больного человека стала решающим препятстви-
ем при поиске работы. Баласогло глубоко страдал из-за отсутствия
друзей, духовной среды. «Я здесь, в Николаеве, – писал он 5 апреля
1851 года, – в самом стеснительном положении… по невыносимо-
му безденежью и безодежью, по вечной тоске, отчаянию от приема,
третировки, каких я никогда не мог ожидать от своей родины…». На-
конец, ему повезло, он получил разрешение преподавать историю и
географию в Черноморской штурманской роте.
В 25 лет Баласогло удалось напечатать в Петербурге несколько
десятков стихотворений, которые свидетельствуют, насколько глу-
бок был разлад их автора с действительностью. Поэт испытывал дра-
му творца:
Я, пленный в теле вихрь, бьюсь глухо сам в себе.
Не трогают сердец мои стихотворенья:
Я математик в них, поэт назло судьбе.
Да, он оставался романтиком назло судьбе. Стало известно об открытии в Николаеве вольной типографии, и он воспринял эту новость как «неслыханное счастье», ибо теперь мог рассказать о своей жизни, своем поиске истины. 13 октября 1868 года Баласогло закончил рукопись, этой датой помечены его страницы, получившие название «Обломки». Полное их название – «Черновые записки морского содержания (1817-1867). Собрание мыслей, мнений и сочинений бывшего флотского офицера. Первый ряд литературных трудов А. Белосоколова (морская литература и литература морского края)».
А. Баласогло предпочел скрыть свое авторство за весьма прозрачным псевдонимом.
Лишь в 1875 году в типографии Главного управления Черноморского флота и портов тиражом в триста экземпляров увидела свет его книжка. Он получил свою сагу, свою исповедь жизни. Это были записки современника Пушкина и Достоевского, Петрашевского и Шевченко. Он говорил беспощадную правду о пороках своего «броненосного» века, стремясь раскрыть величие имен, уроки прожитых десятилетий, пробудить в читателе чувство восхищения теми, кто, как и он, не прятался от ударов судьбы.
Особой энергией заряжены абзацы «Обломков», посвященные последней «корабельной бухте» Баласогло, его «морской колыбели» – Николаеву. «Мы уже имеем в этом городе отличную библиотеку и множество журналов, книг и газет», – с гордостью писал он, рекомендуя духовную обитель, где можно следовать за мыслью великих, познать «истинность момента».
…Старожилы города, вспоминая последнее десятилетие XIX века, рассказывали о глубоком старике, который регулярно посещал общественную библиотеку, зимой и летом ходил в ветхой флотской шинели. Жил он во дворе старой городской больницы, занимая маленький флигель. Возможно, это был Баласогло? Николаевским краеведам
удалось обнаружить некролог о смерти Александра Пантелеймоновича. 21 января 1893 года местная газета «Южанин» поместила следующее сообщение:
«Жена и дочь надворного советника Александра Пантелеймоновича Баласогло с душевным прискорбием извещают о кончине его, постигшей 18-го января сего 1893 г. Вынос тела покойного будет из морского госпиталя 21-го января в 12 часов дня».
***
Полунищ и полусогнут,
без приятелей, один,
Александр Баласогло
по бульвару проходил.
Зябко кутаясь в шинелку,
останавливался он
у обрыва и на Стрелку
любовался, просветлен.

Волос был когда-то черен,
а теперь он – сер и вял.
Рубит рок под самый корень,
губит, братцы, наповал.
Он стоит и ямбы шепчет,
и весна над ним парит.
Верой полусумасшедшей
взор несчастного горит.
Что убожество, недуги,
что ухмылки бытия?
Жизнь положена на дуги,
други верныя своя...
От философа-поэта,
чья стезя была чиста, –
ни завета,
ни привета,
ни могильного креста.
Что ж осталось?
А остался
тот обрыв, где он стоял,
и осталась эта Стрелка,
на которую смотрел.
И бульвар остался тоже,
по которому бродил.
И остался долг высокий –
поклониться старику,
что стоит
и шепчет строки
на ингульском берегу.
Обрыв над Ингулом. Э. Январев, 1988
24
Имя В. Даля, моряка и ученого-лексикографа, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», в ряду выдающихся николаевцев занимает одно из первых мест. Владимир Иванович родился в Луганске (1801-1872), он подписывал свои сочинения псевдонимом Казак Луганский, но детские и отроческие годы провел в Николаеве. В мае 1805 года семья врача И.М. Даля (выходца из Дании) переехала в Николаев, где Иван Матвеевич занял должность главного доктора Николаевского порта и медицинского инспектора Черноморского флота. Вместе с ним в Николаев приехали члены семейства : мать Владимира – Юлия Христофоровна, урожд. Фрейтаг (немка), старшие сестры Паулина и Александра, младший брат Карл, бабушка Мария Фрейтаг.
Собственного дома у Далей в Николаеве не было, они снимали казенное жилье, где обычно селились чины морского ведомства. 
По старым архивным планам города краевед А. Золотухин установил три далевских адреса: Обертасовский каменный дом на ул. Наваринской, 7-й штаб-офицерский дом на нынешней ул. Володарского и третий – сохранившийся дом – Ходыкинский (по имени владельца) на ул. Потемкинской,115.
Обучением детей в семье Далей занималась мать, свободно владеющая пятью языками. Математику и рисование преподавали пеВладимир Даль:
«Мичман ходил по
богохранимому граду…»
Жизнь прожить, что море переплыть.
Пословица из собрания В. Даля
25
дагоги местного штурманского
училища. В 1815 г. Владимир
стал кадетом, а спустя год –
гардемарином Петербургского
морского кадетского корпу-
са. В «Автобиографической
записке» он писал: «3 марта
1819 года…мы выпущены в мич-
мана, и я по желанию написан
в Черное море в Николаев. На
этой первой поездке моей по
Руси я положил бессознатель-
но основание к моему словарю,
записывая каждое слово, которое дотоле не слышал». Даль не был безучастным и к украинским словам, ибо с детских лет усвоил малороссийскую речь, собрал значительный материал и для украинского словаря. Он крейсировал на фрегате «Флора», бриге «Мингрелия», дежурил на военной брандвахте у Очакова.
Среди флотских приятелей Даля в Николаеве сложился круг образованных друзей, которых объединяла общая любовь к российской словесности. Это были братья Рогули, мичман Ефим Зайцевский, писавший стихи; ровесник Даля астроном Николаевской морской обсерватории Карл Кнорре, лейтенант Павел Скарабелли, Анна Петровна Зонтаг, жена флаг-капитана при Главном командире Черноморского флота. В их среде находил отдохновение двадцатилетний Даль, здесь
обсуждались творческие замыслы и первые литературные опыты. В
Российской государственной библиотеке (бывшей ГБЛ) сохраняются
созданные в Николаеве две одноактные комедии Даля: «Невеста в
мешке, или Билет в Казань» (1821) и «Медведь в маскараде» (1822).
Есть также наброски еще одного незавершенного произведения с по-
меткой о том, что одна из комедий была поставлена на николаевской
любительской сцене.
В послужном списке 28-го флотского экипажа мичмана В. Даля
имеется судебное дело, которое повлекло обстоятельства, вынудив-
шие его оставить родной город. В рапорте аудиторскому департаменту
А. Грейга содержались обвинения мичмана в сочинении «подметного
Страницы повести В.И. Даля
«Мичман Поцелуев»
26
письма» – пасквиля, затрагивающего личную жизнь вице-адмирала.
По распоряжению военного суда Даль был разжалован в матро-
сы. Спустя полгода аудиторский департамент отменил приговор,
В.И. Даль был переведен на Балтику с присвоением очередного зва-
ния – лейтенанта. 12 апреля 1824 года он был освобожден из-под
ареста и вскоре покинул Николаев.
Характерные черты молодого флотского города на Южном Буге
с весьма узнаваемыми приметами двадцатых годов ХІХ века обнару-
живаются в автобиографической повести В. Даля «Мичман Поцелу-
ев, или Живучи, оглядывайся» (1841). Его главный герой, как и ав-
тор произведения, окончив кадетский корпус, едет служить на флот,
в Николаев. Оставаясь представителем натуральной школы русской
литературы, Даль объективно воспроизводит общественный быт
своего времени. Живучи, оглядывайся, не будь прекраснодушным, не
доверяйся каждому – к таким выводам приходит мичман Поцелуев,
испытывая удары судьбы. Этот же смысл несут краткие Далевы прит-
чи, собранные в двухтомный сборник «Пословицы русского народа»:
«В городе жить, так и по городу слыть», «И в напраслине, что в деле,
люди погибают», «Не море топит корабли, а ветры».
Десятки страниц повести посвящены описанию Николаева, его
памятным местам, его истории. Здесь присутствует «знаменитый
бульвар» с чудесным видом на слияние Буга и Ингула, Адмиральская
улица, сцены спуска корабля в окружении собравшегося люда. Даль
любил южный причерноморский край. О герое своей повести он писал
так: «Мичман ходил по богохранимому граду Николаеву, распахнув-
ши врата сердца своего настежь…»
В.И. Даль оставил характеристику языка южнорусского наречия
начала ХІХ века. Размышляя о своей национальной принадлежности,
часто вспоминал малую родину – Украину. Лишь за год до смерти
разыскал документальные свидетельства того, что его предки – рус-
ские старообрядцы, вынуждены были бежать в Данию, спасаясь от
религиозных преследований. Владимир Иванович был убежден, что
сам человек должен определять свою принадлежность к народности.
«Кто на каком языке думает, тот к такому народу и принадлежит», –
писал он.
В Николаеве память об авторе «Мичмана Поцелуева» и «Толково-
27
го словаря» увековечена в названии улицы. К 190-летию со дня рож-
дения В.И. Даля областное отделение Фонда культуры Украины из-
готовило памятную медаль, посвященную николаевскому периоду его
жизни. В дни 200-летия со дня рождения писателя по старому далев-
скому адресу (угол ул. Наваринской и Спасской) была установлена
мемориальная доска с барельефным изображением В.И. Даля.
***
Гарнизонный ноябрь.
Офицерши страдают мигренями.
Командирские ставни сечет ледяная крупа.
Выступают в поход
офицерики с брига «Мингрелия»,
им уездные барышни дарят прощальные па.
..................................................................................
От любви и простуды
перцовой горилкой подлечишься,
и окажется мичман, тебе этот город – родней:
тут в матросских харчевнях
евреи толкуют по-гречески,
и чубатые хлопцы заморенных поят коней.
В юном городе, мичман,
Николиным именем названном,
продувном, просквоженном
насквозь, от макушки до пят –
завезенные розаны
тырсой укутаны на зиму,
даже в церкви слыхать,
как сосновые мачты скрипят.
Здесь исполненным долгом
имперское сердце утешится,
подрастив мастеров во главе корабельных ватаг.
Государственный город,
где дальнему дыму Отечества
не дает застояться крестатый андреевский флаг!
Мичман В.И. Даль в Николаеве (1823).
В. Пучков, 2005
Поэтическая антология края ________________________________
28
К лучшим людям своего николаевского окружения после возвра-
щения из кадетского корпуса В.И. Даль неизменно относил Анну Пет-
ровну Зонтаг. В 40-50-е годы XIX в. она приобрела известность как
детская писательница и переводчица. Ее литературным дебютом стал
перевод романа В. Скотта «Эдинбургская темница…», опубликован-
ный в Москве в 1825 году.
А.П. Зонтаг (урожд. Юшкова; 1786-1864) род. в с. Мишен-
ское Тульской губернии. Она была дочерью сводной сестры поэта
Не забывайте
Анну Зонтаг
Памятник А.С. Грейгу в Николаеве.
Справа – дом Аркасов, построенный в 1870-е годы Главным командиром
Черноморского флота адмиралом Н.А. Аркасом для своей семьи
29
В.А. Жуковского, то есть его племянницей. Юная Анна получила пре-
красное образование, хорошо рисовала, знала несколько иностран-
ных языков, участвовала в домашних спектаклях. Ее литературным и
духовным наставником был Жуковский. В дом «на высоком берегу у
слияния рек Ингула с Бугом» в Николаеве, здесь жили Зонтаги, шли
письма Василия Андреевича из Петербурга, сюда заезжал член лите-
ратурного общества «Арзамас» поэт Д.А. Кавелин.
В начале 1817 года Анна Петровна вышла замуж за американца
Е.В. Зонтага, русского подданного, капитан-лейтенанта Черномор-
ского флота. Известны два письма Зонтаг, отправленные из Николае-
ва В.И. Далю уже после его вынужденного отъезда из города. Анна
Петровна была посвящена во все подробности обстоятельств пере-
вода Даля в Петербург – ее муж служил под началом вице-адмирала
А.С. Грейга, как выяснилось, большого поклонника поэзии Жуков-
ского. Однажды Грейг из уважения к родственнице известного поэта
подарил А.П. Зонтаг литографированный портрет В.А. Жуковского
со словами, что он «не может быть в лучших руках, как в руках дру-
га».
Зонтаг сообщала новости о здоровье матушки В. Даля, упомина-
ла общих знакомых, флотских приятелей, которых вместе с Владими-
ром принимала в своем доме на своеобразных литературных чтениях:
поэта Ефима Зайцевского, астронома Карла Кнорре, лейтенанта Пав-
ла Скарабелли. 30 апреля 1825 года А. Зонтаг сообщила о переводе
мужа в Одессу «капитаном над портом».
«Мне знакомо чувство, с каким вы оставили Николаев, – пи-
сала она. – И я оставляла родину, родных и друзей и самый Ни-
колаев оставлю не без сожаления, ибо в продолжение трех лет,
проведенных здесь, я приобрела много хороших приятелей, о ко-
торых всегда буду вспоминать с чувством истинной дружбы и
уважения.… Прощайте, любезный Владимир Иванович! От всего
сердца желаю вам лучшего в мире. Будущее письмо надеюсь пи-
сать к вам из Одессы… Еще раз прощайте и не забывайте всем
сердцем вам преданную
Анну Зонтаг».
30
Дружба Зонтаг и Даля продолжалась долгие годы. В Одессе Анна
Петровна сблизилась с В.Д. Казначеевой, женой правителя канцеля-
рии новороссийского генерал-губернатора, посещала ее литератур-
ные вечера. По свидетельству современников, к одесским знакомым
А.П. Зонтаг принадлежал ссыльный А.С. Пушкин.
***
В рассветный час гудок Руссуда
будил оконное стекло,
и безотчетно, безрассудно
меня в морскую даль влекло.
И корабельные модели
(в них был мечты моей предел)
меня, случалось, на недели
от прочих отвлекали дел.
Всегда есть детскость
в легких всплесках
тяжелых волн и парусов,
в разлетах ленточек матросских,
в раскатах зычных голосов.
Дымится в трубке табачишко,
струится на фок-мачте флаг,
и адмиралы, как мальчишки,
о дальних грезят островах.
Приморское детство. Л. Вышеславский, 1936
Поэтическая антология края ________________________________
31
Двухэтажное здание в стиле русского классицизма, открываю-
щее перспективу главной магистрали старого Николаева – улицу Ад-
миральскую, многое может рассказать пытливому современнику.
Оно расположено по ул. Артиллерийской, 1, и примыкает к
историческому центру Николаева: штабу Черноморского флота,
корпусам Адмиралтейства, обсерватории, учительскому институ-
ту. Здание было построено в начале 1820-х годов по распоряжению
Главного командира ЧФ и портов, военного губернатора Николаева
и Севастополя адмирала А.С. Грейга как Дом флагманов и коман-
диров. Более полутора века здесь собирались выдающиеся флото-
Дом флагманов
и командиров -
Морское собрание
Дом флагманов и командиров – Морское собрание – Дом офицеров флота
32
водцы Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Лазарев, В. Корнилов, Ф. Бел-
линсгаузен, Г. Бутаков, С. Макаров, Н. Аркас, адмиралы, командиры
военно-морского флота советского времени.
С 1872 г. Дом флагманов приобретает статус Морского собрания
и превращается в культурный и просветительский центр морских
служащих, собрание офицеров во время зимней стоянки судов. Фак-
тически это был первый клуб досуга для морских экипажей. Он был
открыт для своих членов ежедневно.
Морское собрание располагало большим залом, хорошо осве-
щенным дневным светом. К нему примыкали несколько гостиных,
которые вместе могли вместить до тысячи посетителей. В боковых
флигелях размещались служебные помещения, школа музыкантов и
певцов портовых оркестров и хоров, юнкерские классы, готовившие
гардемаринов. В 1873-1875 годах здесь преподавал бывший вольнослушатель
Новороссийского университета, прапорщик А.А. Горен-
ко. Он читал курсы навигации, теоретической механики, физиче-
ской географии, физики и русского языка. Спустя два года Андрей
Антонович вышел в отставку и обосновался с семьей в Одессе.
Здесь в 1889 г. родилась его младшая дочь, будущая поэтесса Анна
Горенко – Ахматова.
Весной 1874 г. в Морском собрании впервые побывал молодой
композитор и дирижер Н.А. Римский-Корсаков, приглашенный в
Николаев в качестве инспектора «военно-морских инструменталь-
ных хоров». 26 июля он писал В.В. Стасову: «Я каждый день два и
два с половиной часа занимаюсь с военным оркестром и ужасно до-
волен, ибо практика бесподобная… Оркеструю много для военно-
го оркестра и немедленно же слушаю свои работы в исполнении.
Между прочим, сделал марш h-moll (в четыре руки) Шуберта и Ма-
рокканский марш Мейера; «Славься» – для двух оркестров: медного
и смешанного».
Во второй приезд в Николаев композитор уделил большое вни-
мание подготовке и проведению двух благотворительных концер-
тов. Для этого были привлечены музыкантские хоры Николаевско-
го порта, 2-го Черноморского экипажа и хор черноморских певчих.
Концерты под управлением Н.А. Римского-Корсакова состоялись
20 и 21 июня 1881 года во дворе Морского собрания. Николаевцы
33
услышали увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», отдель-
ные сцены из оперы «Жизнь за царя», концерт для тромбона Римского-
Корсакова, сочинения Бетховена, Даргомыжского и др.
В 1879 г. во время концертного турне по городам юга в Николае-
ве побывал и автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Му-
соргский вместе с оперной певицей Д. Леоновой. По приглашению
полковника И.Е. Кортацци композитор посетил Николаевскую обсер-
ваторию, любовался панорамой города. Особый его восторг вызвало
знакомство с броненосцем круглой формы – «Поповкой» – детищем
местных судостроителей. 10-12 августа состоялись концертные вы-
ступления гостей. Даже кратковременное пребывание выдающихся
деятелей искусства во флотском городе имело большое значение для
пропаганды и воспитания музыкальной культуры.
В кабинетах, гостиных Морского собрания никогда не было пусто.
Здесь читали лекции адмирал С.О. Макаров, историк Д.И. Ба-
галей, действовала большая библиотека, проходили приемы,
«семейно-танцевальные вечера», рождественские балы. 8 и 11 января
1881 года любители вокального пения слушали финскую певицу (ар-
тистку Большого театра) Альму Фострем (колоратурное сопрано)
и пианистку из Петербурга Аделаиду Гиппиус. 23 марта 1897 года
в большом зале в исполнении местного симфонического оркестра
впервые прозвучали мелодии, пронизанные лирическими мотивами
украинской народной песни. Это были фрагменты оперы «Катерина»
Н.Н. Аркаса, бывшего адъютанта командира Черноморского флота.
В истории Морского собрания есть еще одна знаменательная
дата. 30 августа 1890 г. по случаю 100-летия города Николаева здесь
состоялся прием губернатора. В областном краеведческом музее со-
храняется меню торжественного обеда по этому случаю. На столы
подавали всевозможные закуски с салатами, суп-люиз с пирожками,
осетрину в паровом соусе, ростбиф, жаркое из дичи. На десерт –
пломбир с орехами, фрукты южные и экзотические. Гости пили чай,
кофе. А вот алкогольные напитки на обеде были представлены весьма
скромно: в меню значится лишь пунш-империал. 30 августа в залах
Морского собрания звучала исключительно классическая
музыка.
С 1924 года бывший Дом флагманов и командиров становится
Домом культуры моряков, в послевоенные годы – Домом офицеров
34
флота. Сегодня историческое здание Морского собрания нуждается
в основательном ремонте и реставрации. В 1997 г. рядом с городской
детской музыкальной школой № 1 (ул. Адмиральская, 11) был от-
крыт памятник композитору Н.А. Римскому-Корсакову (скульптор
О.А. Здиховский).
Энергическая, отчетливая, полная художественного
чувства игра М.П. Мусоргского доставила громадное удовольствие
и была по достоинству оценена собравшейся на
концерт публикой.
«НИКОЛАЕВСКИЙ ВЕСТНИК», 10 августа, 1879
20 и 21 июня наши любители музыки испытали редкое
эстетическое наслаждение: оба «народных концерта»,
которые они имели удовольствие прослушать в эти дни,
были в высшей степени успешны… Успех, достигнутый на
этих концертах, далеко превзошел наши ожидания, чем
мы обязаны, конечно, участию в этом деле Н.А. Римского-
Корсакова… Выбор пьес был превосходный, и, несмотря на
то, что большая часть из них была сыграна в первый раз,
исполнены они безукоризненно.
«НИКОЛАЕВСКИЙ ВЕСТНИК», 23 июня, 1881
Нельзя не остановиться на исполненных впервые отрывках
из малороссийской оперы «Катерина», написанной
местным композитором… Музыка этих отрывков далеко не
обычная, а в некоторых своих частях заслуживает серьезнейшего
внимания. Лучшими в музыкальном отношении
номерами следует признать увертюру и антракт к 3 действию;
в них много непосредственного и искреннего. Наиболее
эффективным по звучанию отрывком оказался «Казачок
», повторенный по требованию публики. Несмотря на
то, что произведение это принадлежит перу дилетанта, под
ним мог бы подписаться и серьезный музыкант, который
специально посвятил себя композиции.
«ЮЖАНИН», 25 марта, 1897
Вести из прошлого __________________________



35
60-70-е годы XIX в. – время мощного подъема национально-
культурного движения в Болгарии. Политически подчиняясь осман-
ским завоевателям, болгарский народ выразил свое страстное же-
лание быть свободным в стремлении к образованию. Союзником на
пути культурного прогресса политически зависимой Болгарии вы-
ступало Российское государство. После неудачной Крымской войны
(1853-1856) оно стало решительно поддерживать мирное возрожде-
ние балканских народов. Среди болгарской молодежи получили осо-
бую популярность соседние Одесса и Николаев, где образовались
большие болгарские землячества.
По инициативе известного деяте-
ля болгарской эмиграции Тодора Мин-
кова в Николаеве 10 февраля 1867 года
было открыто частное учебное заведе-
ние для болгар, воспитанники кото-
рого содержались за счет стипендий
российского Министерства народного
просвещения, Святого Синода, обще-
ственных организаций – славянских
комитетов, Одесского болгарского на-
стоятельства. Незначительное число
воспитанников оплачивали свое обу-
чение. Директором Южнославянского
пансиона в Николаеве был назначен
Т. Минков.
Пансион занимал двухэтажный
дом по ул. Никольской, напротив флот-
ских казарм. Здание не сохранилось.
Учебное заведение
для болгар
Директор Южнославянского
пансиона Тодор Минков
36
Судя по отчетам Мин-
кова, в 1881 году здесь
содержались 120 вос-
питанников (116 бол-
гар, 4 серба). Учебные
занятия проходили в
городской гимназии
и реальном училище.
Все воспитанники в
учебные дни вставали
в 6 часов утра, в семь
получали чай с белым
хлебом. До 8.15 повто-
ряли уроки, затем отправлялись в классы, где занимались до двух или
трех часов. На обед получали традиционные три блюда. Отдыхали до
половины шестого, но в этот промежуток два раза в неделю бывали
уроки танцев, два раза уроки пения, а в теплое время года один раз
полагалась маршировка. Вечером – выполнение домашних заданий,
далее следовал чай и одно блюдо на ужин. Самостоятельные занятия
завершались, как правило, в половине десятого, малыши следовали в
спальные комнаты, старшеклассники отходили ко сну в 11 часов.
Усилиями директора в пансионе была собрана образцовая библиотека,
насчитывающая более 3 тысяч томов учебной и художе-
ственной литературы. Здесь действовали хор, оркестр, ученический
театр. Воспитанники играли «Ревизора» Гоголя, «Разбойников»
Шиллера, пьесу В. Дурмева «Иванко». Среди юношей-болгар были
популярны произведения Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Черны-
шевского. Пансионеры выпускали два рукописных юмористических
журнала. По воспоминаниям П. Абрашева, с 1881-го по 1885 год вы-
ходил и литературный ежемесячник «Братский труд». Среди членов
редколлегии издания значился Алеко Константинов. Он стал воспи-
танником пансиона в 1878 г., посещал Николаевское Александров-
ское реальное училище. Завершив полный курс обучения, 20 августа
1881 г. Константинов был зачислен «посторонним слушателем» Но-
вороссийского университета (Одесса). Имеются свидетельства, что
будущий классик болгарской литературы написал в Николаеве свои
Группа воспитанников
Южнославянского пансиона, 1874
37
первые зрелые стихотворения «Зеркало» и «Зачем?». В разные годы
в Южнославянском пансионе учились будущие лидеры национально-
освободительного движения П. Волов, Ат. Узунов, П. Енчев, болгар-
ские писатели-демократы Г. Кирков, Г. Стаматов, брат легендарного
героя Боян Ботев.
Общественный подъем в Болгарии хорошо ощущался среди вос-
питанников Южнославянского пансиона. Под крышей закрытого
учебного заведения находили приют земляки-революционеры. Не-
сколько раз в пансионе побывал идеолог болгарской свободы, поэт
Христо Ботев. 30 августа 1875 года он писал соратнику по борьбе:
«Брат Греков!
Уже три дня, как я нахожусь в Николаеве по поручению Ко-
митета… Везде наше дело спорится. Революция подготовлена,
деньги будут собраны, и через 5-6 дней ты услышишь о том, что
вся Болгария взялась за оружие…».
Двадцать пять лет продолжалась самоотверженная работа Тодо-
ра Минкова на посту директора учебного заведения для болгарской
молодежи. В 1892 году пансион был закрыт, в условиях свободной
Болгарии быстро возникли новые учебные центры, где болгарские
дети могли получить образование. Южнославянский пансион выпол-
нил свою миссию. Он подготовил около 800 специалистов, которые
стали на родине учителями, врачами, инженерами, государственны-
ми деятелями.
С 1994 г. в Николаеве успешно функционирует Южнославянский
институт Киевского славистического университета, где поддержива-
ется традиция славянского просвещения.
Не знаю, есть ли в России такой город, где можно было
найти столько добровольцев, желающих сражаться за свободу
славян, сколько их в Николаеве. Я бы мог отправить не меньше
тысячи добровольцев, поскольку ко мне ежедневно приходило
15-20 человек.
Тодор Минков. «НИКОЛАЕВСКИЙ ВЕСТНИК»,
12 июля, 1876
Вести из прошлого ___________________________

38
Писатель драматической судьбы Всеволод Гаршин (1855-1888),
чье творчество знакомо нам с детских лет (сказка «Лягушка-
путешественница»), хорошо знал южный причерноморский край.
Дело в том, что в гаршинском роду со стороны матери (урожд. А.С. Аки-
мовой), хорошо известны кораблестроители и морские офицеры с та-
кой фамилией. Прадед Гаршина Д.С. Акимов родился в Кронштадте
ровно за сто лет до появления своего правнука. Брат матери владел
имением в 17 верстах от Николаева на берегу Бугского лимана. Сюда
к родному дяде В.С. Акимову, известному земскому деятелю, юный
Всеволод приезжал на отдых и в детском возрасте, и в пору учебы в
петербургской гимназии. В январе 1871 г. он писал матери: «Мы с
братом уже накупили много книг. У нас
теперь около сотни… Впрочем, мы приоб-
рели Пушкина. Переплетаем их сами. Я
писал к вам, кажется, что в Николаеве ку-
пил инструменты. К лету, бог даст, будем
первостатейными переплетчиками…».
Он любил степной край, его живописную
природу, бескрайние водные просторы.
Последний раз писатель встретился
с Прибужьем в конце 1880 г., когда из-за
длительного приступа нервного расстрой-
ства вынужден был более полутора лет
прожить в имении дяди – с. Ефимовка
Херсонского уезда Херсонской губ. (се-
годня с. Лиманы Жовтневого р-на Нико-
лаевской обл.). В.С. Акимов стремился
Зачем приезжал
Вс. Гаршин в Николаев?
В его маленьких рассказах и сказках положи-
тельно исчерпано все содержание нашей жизни.
Глеб Успенский
39
создать все условия для скорейшего
выздоровления племянника. Он уча-
ствовал в строительстве пристани, ка-
тался на коньках, помогал дяде, миро-
вому судье, вести документацию.
Всеволод Михайлович часто при-
езжал в Николаев, чтобы посетить
парикмахерскую, приобрести столич-
ные литературные журналы, «Отече-
ственные записки», где публикова-
лись очерки о земледельческом труде
любимого им Г.И. Успенского. Он вел
большую переписку с матерью Екате-
риной Степановной, друзьями. Первы-
ми объектами его посещений в городе
были почтовая контора и железно-
дорожная станция. Оказия заверша-
лась на вокзале, где письма Гаршина в
день отправки попадали в почтовый вагон железной дороги. Это был
самый скорый путь корреспонденции из Ефимовки, обратные пись-
ма долго колесили по земской почте, ибо направлялись сначала в
Херсонский губернский центр.
Однажды Всеволод Михайлович решил сфотографироваться,
чтобы выполнить просьбу страстного собирателя автографов – при-
слать фотографию. Николаевские путеводители 80-х годов называют
до десятка городских адресов фотографических заведений. Фотогра-
фия была популярной, но не столь доступной. В очередной приезд в
город у Гаршина не хватило средств для оплаты услуги фотографа.
В Николаеве Гаршин часто гостил у своего петербургского прияте-
ля А.М. Мартьянова, его дом числился под № 13 на Артиллерийской
улице.
Уже через год пребывания в украинской Ефимовке здоровье пи-
сателя значительно улучшилось. «Явился настоящий Всеволод, –
вспоминал В.С. Акимов, – с его чудесной душой, мягким, покладистым
характером и добродушным юмором». Гаршин много читает, в
Ефимовку доставляли «Огонек», «Русское богатство», ежемесячный
По гаршинским местам.
Группа николаевских краеведов
40
иллюстрированный журнал «Русская старина», популярный ежене-
дельник «Нива». В доме Акимова особенно ценились так называемые
«тонкие журналы» – литературные приложения к «Ниве», где печата-
лись произведения писателей различных творческих направлений.
Большую моральную поддержку оказывала сыну мать. Она по-
могла установить переписку с И.С. Тургеневым. Здесь, в Ефимовке,
Всеволод Михайлович прочитал письмо знаменитого литератора.
Тургенев приободрил молодого автора, пригласил провести лето у
себя в Спасском-Лутовинове. Упражняясь во французском языке,
Гаршин перевел повесть П. Мериме «Коломба». Однажды, это было
уже весной 1882 г., он прочитал дяде только что написанную сказку-
аллегорию «То, чего не было», действие которой разворачивается
на берегу Бугского лимана в прекрасный июньский день. В ней все
узнаваемо, включая местные топонимы – названия сел: Лупарево,
Ефимовка, Кисляковка, Херсон-город, Николаев. После опублико-
вания сказка получила широкую известность у читающей публики.
В.Г. Короленко назвал ее «художественной жемчужиной».
Гуманистическое творчество Гаршина получило широкое обще-
ственное признание, им интересовалась Леся Украинка, гаршинские
рассказы переводили на украинский язык И. Франко, П. Грабовский,
О. Гончар. К 100-летию со дня смерти писателя в селе Лиманы (быв-
шая Ефимовка) сооружен памятный знак с горельефным изображе-
нием Гаршина (авторы – Ю. Макушин и О. Попова). В Николаеве на
доме, который посещал писатель, была установлена мемориальная
доска со следующим текстом: «В 1881-1882 гг. здесь бывал русский
писатель Всеволод Михайлович Гаршин».
Сижу на Советской (бывшей Соборной)
под тентом кафе, на веранде узорной, –
и дивное что-то мерещится мне,
хоть я и не выпил ни грамма:
идет гимназистка по той стороне…
Передничек… Бант… Моя мама!
В родном Николаеве. Л. Вышеславский, 1936
Поэтическая антология края ________________________________
41
В 1840 г. владелец частной столярной мастерской Адмиралтей-
ства И.В. Миллер предпринял строительство большого дома на пере-
крестке ул. Московской и Никольской. Когда работы еще не были
завершены, антрепренер русской труппы Д.Е. Русинов предложил
приспособить начатую построй-
ку под здание театра. Оно и стало
первым помещением постоянного
театра в г. Николаеве.
Шестнадцать лет спустя, Ру-
синов строит собственный театр в
Одесской части города – на углу
ул. Никольской и Рождественской.
Выдающийся театральный деятель
и актер П.К. Саксаганский в своих
мемуарах вспоминал: «В Николае-
ве я бывал еще в 1880 году. Здесь
было два театра: Русинова и Мил-
лера. Русиновский театр был за-
пущен, и в зимний сезон русская
труппа играла у Миллера. Театр
этот на Никольской улице был по-
строен наподобие корабля. Глу-
боко в земле, куда, будто в трюм,
вели узенькие лестницы, был пар-
тер, над землей помещались ложи
бенуара, а над ними – бельэтаж и
галерка» («Из прошлого украин-
ского театра», 1938).
«Здесь было
два театра»
Весной 1905 г. во время херсонских
гастролей труппа В.Э. Мейерхольда
дала несколько спектаклей в
Николаеве. Видимо,тогда Всеволод
Эмильевич подарил фотографию
своему николаевскому поклоннику
42
В 1880 г. после известия о пожаре в венском Ринг-театре при-
казом губернатора русиновский и миллеровский театры были за-
крыты как неудовлетворяющие требования безопасности публики
«впредь до их переустройства». В это же время мещанин К.И. Монте
обратился к городским властям с просьбой разрешить построить на
его участке земли здание нового театра (на углу ул. Адмиральской
и Рождественской). Руководил строительством местный инженер
Т.К. Брусницкий, он и был автором проекта. Первые спектакли в но-
вом здании состоялись в январе 1882 года. Вместительный театр на
1310 зрителей заметно способствовал оживлению сценического ис-
кусства в городе на Южном Буге. Рассказывая о театральной жизни,
секретарь городской Думы Г.Н. Ге писал так: «Театров в Николаеве
в последние 35 лет никогда не было менее двух… В настоящее время
в Николаеве два каменных театра: один большой, другой малый. Во-
обще театральные представления в Николаеве очень любимы во всех
слоях городского общества» (1890).
В 1894 году новым хозяином театра на Адмиральской стал пред-
приниматель Я.Я. Шеффер. Через четыре года здесь был произве-
ден капитальный ремонт: проведено паровое отопление, улучшено
электрическое освещение, расширен зрительный зал, оснащена но-
вым техническим устройством сцена. В этом старинном здании уже
74-й театральный сезон (с 1933 г.) ставит спектакли современный
Николаевский художественный русский драматический театр.
В Николаеве существовали и летние сценические площадки для
постоянных цирковых представлений, драматических и оперных
спектаклей.
ХХ век принес любителям искусства новый технический аттрак-
цион – «живую фотографию» – изобретение братьев Л. и О. Люмьер
(1895). В 1907 г. в Николаеве давали представление уже несколько
«электро-театров» («Иллюзия», «Эрмитаж»). Осенью 1905 года в го-
роде открылся театр кукол, который, однако, просуществовал чуть
более года. Современный Николаевский государственный театр ку-
кол был основан в 1970 году (занимает старинное здание по ул. По-
темкинской, 53).
Наконец, следует назвать еще один театральный адрес. В 1927 г.
в Николаеве был основан государственный театр юного зрителя. В
43
1959-м он приобрел статус областного украинского музыкально-
драматического театра с постоянной пропиской по ул. Дунаева, 59.
Сегодня это Николаевский академический украинский театр драмы
и музыкальной комедии.
История сценического искусства края заслуживает диссерта-
ционного исследования. Николаев был привлекательным городом
на пути гастрольных маршрутов театральных трупп по югу России
и Украины. Более месяца (с 13 июня по 1 августа) 1846 г. здесь вы-
ступал М.С. Щепкин, актер Малого театра. В поездке его сопровож-
дал критик и журналист В.Г. Белинский. Актриса Александринско-
го театра М.Г. Савина впервые посетила Николаев в июне 1882 года.
Последний раз она выходила на николаевскую сцену в мае 1908-го
во время гастролей с труппой столичных и одесских актеров. Летом
1899 г. в театре Шеффера пел Ф.И. Шаляпин. Он исполнял свои из-
любленные партии в четырех оперных спектаклях: «Русалке» Дарго-
мыжского, «Фаусте» Гуно, «Жизни за царя» Глинки и «Борисе Году-
нове» Мусоргского.
Город на Южном Буге в начале ХХ века пользовался хорошей
Афиша оперного спектакля с участием Ф. Шаляпина.
Николаев, 1899
44
театральной репутаци-
ей. Николаев охотно по-
сещали московские, ки-
евские труппы во главе
с В. Комиссаржевской,
В. Мейерхольдом, М. Ста-
рицким, И. Карпенко-Карым,
М. Кропивницким,
здесь одновременно шли
цирковые, опереточные,
драматические, оперные
спектакли «Наталка Пол-
тавка», «Запорожец за
Дунаем». С подмостков
сцены звучало русское, украинское, еврейское слово.
Более трех десятков лет, начиная с сентября 1883 г. (гастролей
труппы М. Старицкого), Николаев принимал профессиональные кол-
лективы украинского национального театра. На юге, в степном крае,
местами их постоянных выступлений стали города Елизаветград,
Николаев, Одесса, Херсон, Вознесенск. Перед зрителями флотского
города предстала целая галерея сценических образов И. Карпенко-
Карого. 20 сентября 1894 г. на сцене театра Монте М. Заньковецкая
блестяще играла гордую и обворожительную Галю в пьесе
Т.Г. Шевченко «Назар Стодоля». Во время гастрольной поездки
1900 года драматическая труппа «малороссийских актеров» под ру-
ководством М.Л. Кропивницкого привезла оперный спектакль Н. Ар-
каса «Катерина». Николаевская премьера прошла 14 марта в театре
Шеффера в присутствии автора.
Выдающиеся деятели украинской культуры проповедовали со
сцены гуманистические идеалы братства народов, национального
возрождения своей родины.
Художественная лепка на фасаде старинного
дома № 3 по нынешней ул. Советской
45
...Главный интерес многочисленной публики в продолжение
всего спектакля сосредоточивал на себе г. Шаляпин,
который исполнил партию Мельника. В высшей степени
приятный и сильный бас, прекрасный грим, такая же игра,
наконец, полнейшая непринужденность и свобода в исполнении
– вот отличительные качества этого артиста. Появление
на сцене г. Шаляпина до такой степени овладело
вниманием зрителя, что последний не мог уже в достаточной
мере следить за другими артистами.
«ЮЖАНИН», 12 июля, 1899
Несмотря на указанные недочеты, в общем вторая гастроль
труппы г. Шумского произвела хорошее впечатление.
Публика находит, что Николаев давно не видел у себя
оперы в такой хорошей постановке.
«ЮЖНАЯ РОССИЯ», 16 мая, 1904
Труппа В.Э. Мейерхольда – единственная в своем роде.
Это – сочетание лиц, преданных идее, понимающих задачи
искусства, объединенных одним общим пониманием
смысла исполняемых пьес и даже современных течений,
поскольку они выражаются в литературе. Словом, «Товарищество
» с этой стороны – идеальная труппа не для одной
провинции.
«ЮЖНАЯ РОССИЯ», 26 мая, 1905
Савина знает провинцию. Она понимает и психологию
толпы – ту силу гипноза, которая заранее обеспечивает
успех прославленному таланту,.. Но для чего, – хочется
спросить г-жу Савину, – такое турне? Кому нужны такие
водевильные гастроли?
«ЮЖНАЯ РОССИЯ», 7 мая, 1908



Вести из прошлого ___________________________

46
О своем первом выступлении на сцене николаевского театра
Панас Карпович вспоминал так: «В Николаеве труппа (С. Старицко-
го. – Е.М.) пробыла больше месяца. За это время я выступил в пьесе
«За Німан іду», роль не яркая – такую роль должен играть опытный
актер, а я не умел еще ходить по сцене; кроме того, роли не знал, был
без голоса и, конечно, провалился вконец». Профессиональный путь
будущего актера и режиссера, выдающегося деятеля украинского на-
ционального театра не был гладок.
П.К. Саксаганский (наст. фамилия Тобилевич) родился 3 (15) мар-
та 1859 г. в Херсонской губернии, ныне село Каменно-Костоватое
Братского р-на Николаевской области. Все годы учебы юного Панаса
в земском высшем реальном училище были связаны с любительским
драматическим кружком. В 1880 г., окончив юнкерскую школу, он по-
Пятнадцать сезонов
П. Саксаганского
Старый Николаев. Театр Я.Я. Шеффера
47
лучает назначение в 58-й пехотный Прагский полк, расквартирован-
ный в Николаеве. После трех лет военной карьеры подпоручик Тоби-
левич принял решение оставить службу. Летом 1883 г., находясь на
больших маневрах в Одессе, он встретился с М.П. Старицким и дал
согласие войти в его труппу. «Отныне я вольный казак, – вспоминал
он ту пору. – В карманах моих свистит ветер… Но, веселый, я вновь
сижу на палубе «Аргонавта», который на всех парах летит в Никола-
ев, куда переехала труппа Старицкого».
В августе он уже участвует в «народных сценах» репертуарных
спектаклей труппы. Это были «Наталка-Полтавка», «Сватання на
Гончарівці», «Дай серцю волю – заведе у неволю», «Глитай», «Доки
сонце зійде – роса очі виїсть», «Шельменко-денщик», ранняя драма
Т. Шевченко «Назар Стодоля», инсценированный украинский быто-
вой обряд «Чорноморці» Я. Кухаренко – классический репертуар пе-
риода становлення украинского профессионального театра.
В Николаеве П. Саксаганский выступал на всех сценических
площадках местных театров: Монте, Миллера, Шеффера, в здании
театра-цирка (ул. Малая Морская, угол Таврической). Он приезжал
в город на Южном Буге в составе различных трупп, почти двадцать
лет сам возглавлял «Товарищество русско-малороссийских акте-
ров» вместе со своими талантливыми друзьями И. Карпенко-Карым,
Н. Садовским и М. Заньковецкой. Саксаганский обладал прекрас-
ными режиссерскими способностями, на его счету более двухсот по-
ставленных спектаклей.
15 лет, пятнадцать театральних сезонов, начиная с 1883 г., ни-
колаевская публика принимала любимого украинского артиста. Он
пользовался репутацией актера комического амплуа, не случайно
современники называли его «королем смеха», однако, создавая об-
раз, умел раскрыть внутреннее, духовное содержание характера сце-
нического героя и нередко раздвигал рамки исполняемых им ролей
обыденного плана до психологического уровня персонажей мирового
репертуара.
В марте 1897 г. в Москве П. Саксаганский был избран участни-
ком первого Всероссийского съезда театральних деятелей. С трибу-
ны съезда он имел все основания заявить своим коллегам: «Малорус-
ский театр на юге пустил глубокие корни, он имеет свою публику,
масса любит его».
48
Для Панаса Карповича Николаев стал городом театральной судь-
бы: здесь началась его карьера профессионального актера, здесь он и
прощался со сценой. Весной 1909 г. в театре Шеффера состоялся про-
щальный бенефис актера. 17 апреля «Николаевская газета» писала:
«П. Саксаганский, как помнят, вероятно, старые театралы
начал свою артистическую деятельность в Николаеве еще буду-
чи офицером. П. Саксаганский в течение 26 лет высоко держал
знамя малороссийской сцены». В прощальный вечер актер играл
отрывки из наиболее любимих пьес. Публика стоя приветство-
вала своего именитого земляка. «Спектакль затянулся до часу
ночи и был сплошным триумфом батьки малороссийской сце-
ны»,– сообщала газета.
Всю жизнь П.К. Саксаганский мечтал о стационарном государ-
ственном народном украинском театре. Такой театр им был создан в
1918 г. в Киеве. Умер актер 17 сентября 1940 г. О пребывании выдаю-
щегося театрального деятеля в Николаеве напоминает мемориальная
доска, установленная на доме, где жил П.К. Саксаганский (ул. Инже-
нерная, № 8).
Первый спектакль увенчался полнейшим успехом. Театр
был полон. Господа Кропивницкий, Барилотти, Садовский
исполнили свои роли блестяще.
«НИКОЛАЕВСКИЙ ЛИСТОК ОБЪЯВЛЕНИЙ»,
13 сентября, 1883
Необходимо заметить, что такую игру нам приходилось
встречать только в труппе Кропивницкого. Молодые лицедеи
из труппы Саксаганского с каждым днем прогрессируют.
«ЮЖАНИН», 17 января, 1893
Об игре Карпенко-Карого и Саксаганского излишне
много говорить, она все так же талантлива, строго согласована
с требованием эстетического чувства и дает зрителю
полное нравственное удовлетворение.
«ЮЖНАЯ РОССИЯ», 2 октября, 1902