Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Владимир Николаевич Христенко

 

 

 Стихотворец

   День не заладился с самого утра. Во-первых, внезапно, как всегда в начале зимы, на город обрушилась жуткая холодрыга, а во-вторых, Вячеслав Тимофеевич Кольчугин уходя из дому забыл ключи от квартиры. Причём обнаружил он это в тот самый миг, когда предательски щёлкнувший замок входной двери в мгновение ока лишил его последней возможности попасть домой.

   Разумеется, Вячеслав Тимофеевич тут же подёргал ручку двери и даже на всякий случай попытался надавить на неё плечом, но быстро понял всю бесполезность этой затеи. Других способов вскрытия входных дверей в его арсенале не было, потому что был он совсем не домушник, а писатель. Вернее поэт и бард.

   Стоя у захлопнувшейся двери, Вячеслав Тимофеевич мучительно думал о том, чем бы ему занять сегодня, как минимум половину дня, пока его супруга не вернётся с дачи, куда она уехала накануне.

 Для начала можно съездить в Союз писателей,- решил он,- вчера звонила молодая поэтесса, фамилии которой он конечно же не запомнил, и просила его о встрече. Потом... Впрочем, что делать потом Кольчугин ещё не решил.

*   *   *
 

  На улице Никольской перед запертой дверью (опять запертой!) Союза писателей его уже ждала поэтесса. Достав ключ из-под коврика на полу, они вошли вовнутрь. Кольчугин включил чайник, угостил поэтессу чаем и сел читать её стихи. Были они, увы, слабыми и никудышними, но юное создание глядело на него такими кроличьими глазами, что Вячеслав Тимофеевич в конце концов сдался. Он вообще был человек мягкий и не очень умел (да и не любил!) говорить критически о чужих стихах, хоть и понимал в глубине души, что это постыдно, фальшиво и неискренне. Кончилось тем, что он похвалил начинающую поэтессу за желание писать (что было правдой!), за свежий и искренний взгляд на мир (что тоже было сущей правдой!) и только под конец пожелал ей обратить внимание на глагольные рифмы и соблюдение стихотворных размеров. Набором таких дежурных банальностей он всегда завершал свои встречи с начинающими авторами, что неизменно вызывало у них позитивную ответную реакцию и прилив вдохновения.

  Так было и в этот раз. Стараясь отблагодарить Кольчугина за потраченное на неё время, а также за то, что он в такой холод отставил все свои дела и снизошёл до общения с ней, поэтесса достала из сумочки бутылку армянского коньяка. Ей показалось, что в такой холод а также по случаю знакомства это будет вполне уместно. Кольчугин, правда, поначалу сделал робкую попытку отказаться, но поэтесса была неумолима и он покорно уступил.

  Когда она, наконец, ушла, Вячеслав Тимофеевич машинально глянул на часы и с ужасом обнаружил, что их встреча продолжалась всего-то двадцать минут. На часах было начало одиннадцатого. Чем ещё занять себя в это утро он не знал. В такой холод никто из его коллег-литераторов сюда, разумеется, не придёт, а сидеть одному в плохо отапливаемом помещении не хотелось. Сделав на всякий случай пару телефонных звонков в надежде соблазнить кого-нибудь армянским коньяком, Кольчугин тяжело вздохнул и нехотя поплёлся домой, поминая недобрым словом свою рассеянность.

*   *   *
 

   Подъезд его дома был заперт. Часы показывали начало двенадцатого. Из подъезда никто из жильцов не выходил, да и домой, как назло, тоже никто не возвращался. Все были на работе. Безуспешно перезвонив по домофону в несколько квартир, Кольчугин расстроился ещё больше - его стал пробирать холод. Минут через сорок он уже не чувствовал ног, но никто из соседей так и не вышел, чтобы он мог хотя бы в подъезде погреться в ожидании жены.

  -А Вы, извиняюсь, в какую квартиру звоните?- неожиданно услышал он  за своей спиной чей-то голос.
 
-В пятнадцатую. Я там живу, а ключи дома забыл. Жена должна вот-вот вернуться.

-Не холодно?

-Шутите? Я уже ног не чувствую.

-Ну, так пошли ко мне в подвал погреемся. Я тут слесарем-сантехником состою в вашем доме.

  Быстро сообразив, что другого выхода у него попросту нет, Вячеслав Тимофеевич поёживаясь от холода, пошёл за слесарем.

  -Ты входи, располагайся как дома, - запросто переходя на "ты" сострил слесарь, - меня тут в вашем доме все знают. Я - Вовчик.

  Странно, - подумал Кольчугин, - мужику под шестьдесят, а он всё ещё Вовчик.

  -Я тут в соседнем подъезде у одних хозяев воздух стравливал из батарей - так они мне чекунец презентовали,- Слесарь ловко достал чекушку из бокового кармана,- Думал, сам согреюсь, а тут ты. Но ничего - поделюсь с тобой по-братски.

  Чекушка после мороза была выпита в одно мгновение. Обоим этого показалось мало. Надо бы сбегать,- намекнул слесарь,- в надежде, что случайный собутыльник, как человек с виду порядочный и сам сообразит, как ему следует поступить в этой ситуации.

  -Да никуда бежать не нужно. У меня всё есть, - заявил Кольчугин  и с ловкостью фокусника достал из портфеля бутылку армянского коньяка.

  -Ну, ты даёшь!- восхитился слесарь, - Живём!

   Разлили коньяк. Выпили. Пошли разговоры.

  А ты сам-то по жизни чем занимаешься? - полюбопытствовал слесарь.

  -Стихи пишу. Поэт я.

 -Стихи! Надо же... Первый раз вижу живого поэта. И много за них плотют? За стихи-то?

 -Да, ничего не платят. Раньше платили, а сейчас нет.

 -Так зачем же ты их пишешь? Для чего?

 -Для людей пишу. Для себя, для души...

 -Для души? Так это ты себе занятие нашёл вроде рыбалки, что ли?- съязвил собутыльник.

 -В какой-то степени, получается, что так.

 -"В какой-то степени",- передразнил его слесарь,- А работаешь-то ты где?

  -Дома работаю. Стихи пишу, вот новую книгу готовлюсь издавать.

  -Ну и сколько ты за эту книгу получишь?

  -Да, ничего не получу. Дай Бог, чтобы в ноль выйти.

  -Ничего не понимаю! И давно ты этой дурнёй занимаешься?

  -Всю жизнь.

  -Всю жизнь? - слесарь присвистнул и налил по второй,- Тогда объясни ты мне, писатель, а на кой хрен тебе вся эта литература? Какая от этого дела польза?

  Выпили ещё. Закуски почти не было. Слесарь достал откуда-то полузасохший батон и несколько леденцов.

  -Понимаешь, - начал издалека Кольчугин, - поэзия делает людей добрее, чище, справедливее. Ведь, согласись, в нашем мире столько зла и несправедливости...

 -Да уж...- согласился Вовчик,- чего-чего, а несправедливости и сволочей хватает. Я вот здесь в вашем доме горбатюсь на полторы ставки - слесаря-сантехника и дворника. Причём, дворника на пол ставки. Сто раз говорил этим сволочам в РЭУ: дайте мне эту вторую половину ставки дворника. Я же всё равно весь двор мету. Не положено, - говорят,- по закону нельзя. Мол, система такая. А сами, небось, давно эту половину прикарманили. Мою половину!

   Слесарь понемногу начинал хмелеть и поэтому был категоричен.

  -Понимаешь, писатель, систему нужно менять. Систему! Вот я, к примеру, если воздух из системы не стравлю, то батареи не заработают. Тепла не будет людям, если воздух в системе остался.

  -А у нас, всё наоборот,- подхватил тему Кольчугин,- в нашей системе как раз свежего воздуха и не хватает.

 -Понимаю, - согласился слесарь,- система системе рознь, но, ты заметь, у нас ведь так везде - что ни возьми, а нигде и ничего не работает! А всё почему? Потому что жулики кругом. Все воруют, а наладить систему, чтобы работала как следует никто не хочет!

  -Согласен, - перебил его Вячеслав Тимофеевич. Он поймал себя на мысли, что они говорят о совершенно разных вещах, но, тем не менее, прекрасно понимают друг друга, - только согласись и ты - если просто убрать одних жуликов, то на их место непременно придут другие. Говорю же, нужно систему менять. Дать больше свободы людям и всё пойдёт.

- Да ничего не пойдёт само по себе,- начал горячиться слесарь,- люди теперь стали другими.  Наливай.

   Выпили по третьей...

   Вот послушай меня, - начал слесарь,- был, помнится, раньше такой писатель Божаткин.

  -Да знал я Михаила Ивановича, - оживился было Кольчугин, но слесарь оборвал его на полуслове.

  -Да ты не перебывай. Вот послушай. Я его книгами лет сорок назад зачитывался. Он в них всё больше про войну писал. Хорошо так писал. А тут на неделе дал я его книжку внуку, так тот и в руки её брать не стал. Четырнадцать лет, а балбес-балбесом! Всё каких-то покемонов телефоном ловит. Так ты что думаешь, он твои стихи читать станет?

  -А ты ему дай. Я тебе завтра принесу книжку.

  -Да и пробовать нечего! Ты не обижайся, писатель, но стихи твои сегодня никому не нужны. Потому как люди изменились. И жизнь теперь совсем другая.

  -Какая?

  -А вот такая,- менторским тоном начал просвещать Кольчугина слесарь,- Вот ты стихи пишешь, а я простой сантехник. А теперь ответь ты мне  пожалуйста: кто из нас двоих нужнее людям? Мне один только день стоит не выйти на работу и весь дом перемёрзнет. И ты, кстати, тоже. А стихи твои кому сегодня нужны?

  -Всем нужны! Тебе нужны! Вот ты послушай.- Кольчугин взял гитару, валявшуюся в углу среди прочего хлама. Настроил и слегка откашлявшись запел:

Снежинки сыпятся с ветвей,
Вдали слышны оркестра звуки,
И я опять к любви твоей
Швартую месяцы разлуки.

-Хорошие слова. А кто написал?

-Я.

-Да ну? Не врёшь? Молодец...

  В это самое время супруга Вячеслава Тимофеевича Елена открывала входную дверь их подъезда. Надо же, - подумала она, услыхав знакомый мотив, - моего Кольчугина уже и в родном доме на магнитофонах крутят. Популярность, однако...

 -Хорошая песня, - продолжил слесарь, - а почему тебе за неё никто не платит?

 -А кто должен платить?

 -Ну, я не знаю кто - государство, или те, кто диски-кассеты в киосках продают. Вон их сколько шаромыжников развелось.

 -Говорю же тебе - раньше платили,- начал заводиться Кольчугин, - а теперь нет! Системы нет. Чтобы авторские права соблюдались и отчисления были. Чтобы писатель не думал о хлебе насущном, а занимался творчеством.

-А, может, система есть, да только ты в неё не вписываешься? Неужели все писатели задарма пишут? Вон погляди в магазинах - все полки от книг ломятся! Значит, деньги в системе есть, только до тебя они не доходят... Наливай, чего ждёшь?

  Выпили ещё по одной...

*   *   *
 

   Расходились поздно вечером. Обнявши друг друга слесарь и поэт спорили о литературе. Время от времени их прорывало на песни и тогда в зимней вечерней тишине двора разносилось:

И я опя-ять к любви твоей
Шварту-ую месяцы разлуки...

   Прощались они уже как старые закадычные друзья. Вовчик взял с поэта обещание завтра же прийти к нему снова. В свой злополучный подъезд Кольчугин вошёл уже изрядно пьяненьким вместе с соседской парой пенсионеров, выгуливавших во дворе собаку. В лифте ему тоже пришлось ехать с ними. Поэт думал о высоком и совсем не обратил внимания на то, как брезгливо морщились его попутчики, а их собака угрожающе косилась на него и даже попыталась гавкнуть.
  -Фу,- чуть слышно, но строго и с достоинством скомандовал ей хозяин.

  Выйдя из лифта, Кольчугин нажал кнопку звонка. Жена открыла дверь и с изумлением поглядела на поэта:

  -Хорош...

  -А я опять к любви твоей, швартую...- начал было с порога Кольчугин.

  -Славка, ты где так набрался?

  -Да тут в нашем доме, Ленусь. В подвале. С дворником.

  -Поздравляю! Ты уже с дворниками пить начал? Дожилась...

  -Лен, да ты как всегда не так поняла...

  -Да всё я прекрасно поняла! То-то от тебя подвалом воняет. И мышами. Ты что там делал?

  -Говорили...

  -О чём??? Ну, какие могут быть общие темы и интересы у поэта и дворника?

  -О жизни говорили. О поэзии...

  -Завтра ты с бомжами начнёшь общаться на литературные темы?

  -Лен, ты преувеличиваешь...

  Выговорить коварное слово "преувеличиваешь" далось Кольчугину с большим трудом, что вызвало ещё больший прилив сарказма у супруги.

-Ладно, стихотворец, иди спать. Завтра с тобой разбираться будем.

  Вячеслав Тимофеевич уснул мгновенно. Он спал сном младенца и ему снились моря и дальние страны в которых он успел побывать в юности. А ещё какие-то молодые поэтессы, одна другой краше, несли Кольчугину тетрадки своих стихов, но почему-то не в Союз писателей, а в подвал дворницкой, где они обсуждали их вместе с Вовчиком. Потом все вместе пили коньяк и пели его песни.

  -А я опять к любви твоей...- певуче бормотал во сне поэт, отчаянно силясь попадать в ритм. Иногда ему это удавалось.

  Лена, как всегда в таких случаях, легла спать в другой комнате. Стихи эти она давно уже знала наизусть.

*   *   *
 
 
 

 Вкус провинции

   Прозаик Анатолий Масляков писал свой новый рассказ. Его последняя книга, "Вкус провинции", только что вышедшая из печати в издательстве "Илитон", понравилась всем и была благожелательно воспринята местной публикой. Пятнадцать пачек новой книги вчера привезли из типографии и теперь они грели самолюбие автора, занимая почти всю свободную площадь в его домашнем кабинете.

   Сюжет его нового рассказа был, как всегда убедителен и философски глубок, но сам рассказ отчего-то "не шёл".  Писатель это и сам чувствовал, но отступать не хотелось. Он даже позвонил своему другу Вовке Хромченко - городскому пародисту и стихоплёту, который по причине непреодолимой страсти к горячительным напиткам к своим сорока пяти годам так и не издал ни одной книжки. Его поэтому и в Союз писателей не принимали,  побаиваясь, что это бросит тень на солидное и уважаемое сообщество "инженеров человеческих душ".

  -Андреич, -сходу насел на него Хромченко. -Бросайте свою тухлую писанину и давайте делом займёмся. Настоящим делом!

  Как-будто писательский труд не является настоящим делом, подумал Масляков, но спорить с пародистом не стал.

  -Тут мне один кореш-фермер, - Хромченко перешёл на заговорщицкий тон, как-будто их могли подслушать и донести куда следует, - выгодное дельце предложил: арбузы продавать. Он сам их выращивает в Херсонской области, а продавать у него времени нет. А в приёмных заготконторах копейки дают.

 -Ты не заболел, часом?- Даже обиделся на друга Масляков. - Какие арбузы?? Я никогда в жизни не занимался этим делом и заниматься не стану. Да и времени у меня сейчас нет, соврал он скорее автоматически.

  -Анатолий Андреевич, времени всегда у всех не хватает, а в Киеве на них заработать можно, если всё получится, тысячи две за день!

   Две тысячи деньги хорошие, подумал Масляков, но на всякий случай снова сделал вялую попытку сопротивляться:

  -А как ты их продавать собрался? Там же документы нужны, справки какие-то, да и где ты их в Киеве продавать будешь? На базар тебя никто не пустит - у них там местными всё давно схвачено. Да и кому мы, провинциалы, нужны в Киеве со своими арбузами?

  -Не переживайте, Андреич! - Хромченко старался говорить как можно более  убедительно. - Мне телефончик киевский дали, какого-то Сергея. Сказали: "Позвонишь ему и он всё тебе в столице решит". -Убедил?

  Каких-либо контраргументов у Маслякова не нашлось, да и деньги ему, если говорить честно, были очень даже нужны...
  А дальше случилось непредвиденное - Хромченко сломал ногу и его положили в больницу. Врачи сказали, что дня на три-четыре, максимум неделю, но всё дело в том, что общей ситуации это не меняло. Ехать в Киев он не мог!

   Прозаик навестил друга в больнице, втайне надеясь, что хоть это остановит их коммерческую авантюру. Хромченко, разумеется, был удручён случившимся, но в отношении затеи оставался неумолим.

  -Анатолий Андревич, а может, Вам самому поехать?

  -Ты в своём уме? - Масляков даже обиделся на друга. Ну как это он - уважаемый в городе литератор и член Союза писателей начнёт арбузами торговать???  Бред! Тем более, что "арбузный сезон" сейчас в самом разгаре - их и тут продают на всех углах, а уж Киев, наверняка, завалили!

- Да поезжайте Вы в Киев, и всё! - настаивал обезноженный друг. Это напомнило Анатолию Андреевичу бессмертную фразу Паниковского, когда они с Балагановым обсуждали операцию по завладению деньгами Корейко. Помнится, там  были такие слова: "Шура, поезжайте в Киев и всё. И спросите, что делал Паниковский до революции".

  Это ещё больше разозлило прозаика и он менторским тоном начал вправлять мозги более молодому коллеге-пародисту.

- Ты сам-то понял, что сказал? Ну как это я - известный литератор, к тому же на седьмом десятке лет сам поеду в Киев арбузами торговать??? А если там меня за этим делом кто из коллег увидит? Короче, не говори глупостей...

*  *  *

   Киев встретил Анатолия Андреевича ранним утром, когда город ещё только начинал просыпаться. Первым делом, конечно же, нужно было позвонить мифическому Сергею. С другой стороны, ещё не было 6 утра и писатель  испытывал некое угрызение совести, от того, что в такую рань ему придётся будить незнакомого человека.

-Простите, это Сергей? - немного извиняющимся голосом пролепетал Масляков. - Я Вас беспокою от Николая из Херсона. Он должен был Вам звонить по поводу арбузов. Вы ему с местом для продажи обещали помочь.

-Пятьсот и деньги вперёд! -Опять почему-то почти словами Ильфа и Петрова, вложенными в уста архивариуса Коробейникова отвечали в трубке.

-Пятьсот? За что?? Я же ещё ничего не продал, подумал было Масляков, но спорить не стал. - Отдам пока свои, а уже с продажи арбузов верну.

*   *   *

   Когда они приехали на указанное место, там уже вовсю суетились какие-то люди, расставляя других продавцов вдоль улицы, прилегающей к местному рынку. Анатолий Андреевич сообщил одному из подошедших, что он от Сергея, отдал деньги и стал на то место, которое ему указали. Рядом с ним уже находились такие же машины с арбузами и дынями. Продавцы настраивали весы, устанавливали ценники и о чём-то спорили между собой.

   Необычность всего происходящего и погружение в новую человеческую реальность были для писателя Маслякова настолько стремительным и неожиданным, что у него даже мелькнула мысль, написать об этом какой-нибудь свой новый рассказ или очерк.

  Покупателей ещё не было. От нечего делать Анатолий Андреевич распаковал одну из привезённых с собой пачек с книгами. На обложке значилось: "Анатолий Масляков. Вкус провинции".

 -Вы сюда книги читать приехали или арбузы продавать?- Вернул его из небытия недовольный мужской голос.

  -Продавать, конечно, продавать, -Очнулся  писатель. - Вам какой?

  -Во-он тот, пожалуйста. А что это Вы за книгу читаете? Кто автор?

  -Я.

  -Да ну? Не может быть! А как называется?

  -"Вкус провинции". Только что из печати вышла. Вот и фото моё на задней обложке...

  -Ничего себе! Первый раз такое вижу. А Вы в ней, случайно, не про арбузы  пишете? - С едва скрываемой издёвкой спросил покупатель.

 - Да, нет. О жизни пишу.

 -А сколько она у Вас стоит? Нельзя купить?

 -Почему нельзя? Можно. Но только,- Масляков таинственно улыбнулся,- только вместе с арбузами!

  -Беру! И впрямь захотелось попробовать на вкус вашу провинцию!- Скаламбурил покупатель.- Так сказать, и в гастрономическом и в духовном смысле. Давайте ещё одну! Тёще подарю. Расскажу - не поверит! Так что Вы уж, если не трудно, автограф поставьте пожалуйста.

  Следующий покупатель, внимательно слушавший этот диалог, тоже захотел взять себе две книжки с автографом автора и два арбуза. Он взял бы и больше, но три арбуза ему было просто не унести.

- А Вы сколько штук берёте, обратился он к покупателю, стоящему в очереди за ним.

-Два.

-А эти книги Вам нужны? Их, вот, писатель вместе с арбузами почти даром отдаёт.

-Ну, не знаю... Может и возьму одну почитать. Я вообще-то не любитель этого дела...

-Тогда, будьте так добры,  возьмите две - себе и на мою долю. Я соседям подарю...

*   *   *

   К обеду Анатолий Андреевич распродал уже почти все свои арбузы. От двух пачек его книг, которые он привёз киевским друзьям и так неосмотрительно продал вместе с арбузами, у него ничего не осталось.

  -Ловко это у тебя, дядя, получилось.- неожиданно заметил сосед-мальчишка, торговавший с ним рядом. Я, вот, раньше тебя встал на точку, а ещё и половины не продал.

  - Так ведь тут симбиоз духовного с материальным! - заметил Масляков.

  Соседний продавец не знал смысла слова "симбиоз", но ситуацию в принципе понял правильно и уважительно посмотрел на писателя.

  - А ещё книжек нету?

   -Нету. Мало я книг взял с собою,- вздохнул Анатолий Андреевич. - Да только кто же знал, что так всё удачно сложится...

  В родной город он вернулся в хорошем настроении уже на следующее утро - ехал ночным поездом и потому успел выспаться.
   По приезде домой, прямо с утра Анатолий Андреевич набрал больничный телефон, где лежал Вовка Хромченко.

  -Молодой человек, ну как же Вам не стыдно звонить в такую рань. - ответили на том конце провода. -Больные ещё все спят, и до семи утра мы никого к телефону не зовём.

*   *   *

  -Ну и как там Ваш арбузный бизнес, Анатолий Андреевич? - Сходу начал Хромченко, при виде вошедшего в палату коллеги. - Надеюсь, удачно?

 -Более-менее.

 -Всё распродали?

 -Подчистую.

 -Как же Вам это удалось?

 -Секрет знать надо...

  -???

 -При случае как-нибудь расскажу. Кстати, а там у твоего приятеля-фермера ещё арбузы есть?

 -Неужели понравилось? Что, небось, много наторговали, коллега? - съехидничал пародист.

 -Да, уж, кое-что осталось... Так ты, Вовчик, позвони в Херсон. У меня сейчас, кстати, и времени свободного есть немного.

 - Позвоню. Но это уже когда я сам из больницы выйду и немного оклемаюсь.

 -Чёрррт! - подумал, Анатолий Андреевич, но вслух ругаться не стал.  Он и так заработал почти три тысячи. За две пачки своих книг он таких денег в жизни не  получил бы.

   А может стоит рискнуть и снова поехать в Киев с книгами и самому попробовать продать их? Там же, рядом с арбузными развалами стану - авось не прогонят. А то пока Вовка из больницы выйдет, да на ноги встанет и сезон закончится...

*   *   *

  Вечерним поездом, упаковавшись своими книгами "под завязку" (аж десять пачек!), Масляков снова отправился покорять столицу. Только теперь ему уже всё было знакомо и никаких предварительных звонков Сергею он, разумеется, делать не стал. Да и с какой стати?

   На их позавчерашнем месте опять суетились арбузники, грузчики и неопределённого вида личности. Знакомых продавцов среди них не было. Ну и слава Богу,- подумал Анатолий Андреевич, деловито ставя на землю раскладной столик, на который перенёс из такси все свои десять пачек "Вкуса провинции".

   За первые три часа торговли он не продал ни одной книги. Люди упорно проходили мимо него, нагруженные арбузами и даже не смотрели в его сторону. Без арбузов его книги не интересовали никого, а зазывать покупателей Анатолий Андреевич стеснялся.

    Ему отчего-то вспомнился рассказ  О'Генри  "Младенцы в джунглях", о том, как два самонадеянных провинциала так же опрометчиво приехали покорять столицу. Неотступно донимала мысль: "Олух, ты олух! Разбежался! Захотел  "как мёд, так и ложкой". А тут, сам видишь, не всё коту масленица...

   Сегодня его книги не покупали принципиально. В этом было что-то мистическое, несправедливое и даже немного обидное. Как же так? Ведь ещё позавчера они тут же, на этом самом месте были нарасхват! Эти же самые книги! Что случилось???

  Наверно, в этом и заключается великий и всепобеждающий принцип соединения духовного и материального начал. - подумалось Маслякову. - Жаль только, что по отдельности он не работает. Но тут ничего не попишешь - СИМБИОЗ!
 
 *   *   *

  PS. Каюсь. Название этого рассказа я позаимствовал у одного моего знакомого друга-литератора. Разумеется, я поначалу хотел придумать что-то другое - своё, но...  не получилось. А вот с этим названием, как мне кажется, в самый раз. Думаю, он на меня за это не обидится...
 
*   *   *
 
 

Я люблю тебя, мой город...

  Профессор-филолог Владимир Владимирович Глазычев проснулся в дурном настроении. Собственно говоря, и не проснулся даже - его разбудили. Мобильный телефон настойчиво звал к себе, казалось, уже в десятый раз.

  -Они там что, с ума посходили??? - простонал профессор. Вставать и идти к телефону после состоявшегося накануне  вечера выпускников-филологов, плавно перешедшего в глубокую ночь, не хотелось. Но телефон так нахально звонил, почти не прерываясь на паузы, что профессор, наконец, встал и нехотя поплёлся к нему.

  -Доброе утро, Владимир Владимирович!- Бодрый голос в мобильнике словно издевался над ним. - Моя фамилия Хворостенко. Владимир Хворостенко. Вы меня не помните? Мы встречались с Вами на презентации книги Качурина. Помните?

  - Качурина помню, и презентацию его помню, а Вас извините...

  - Ну, как же? Он же познакомил нас на фуршете...

  - И фуршет помню, а Вас... А Вам, собственно говоря, что нужно?

  -Да я, вот, книгу написал. Стихи. Понёс её в издательство "Илитон", а там говорят нужна рекомендация. Я позвонил Качурину, а он в отпуск уехал. Потом я поэта Аркадия Сухова просил, но тот сказал, что именно сейчас он очень занят - как раз новую поэму пишет и поэтому рекомендовал к Вам обратиться.

  - Мерзавец! - подумал профессор о Сухове. - Самому лень, так он ко мне посылает всяких графоманов. Да и не времени, а совести у него нет! А в баре "Кальмар" дни и ночи торчать у него есть время???

  - Видите ли, у меня сегодня очень напряжённый день,- на всякий случай, как можно убедительнее соврал профессор,- меня уже неделю аспиранты донимают о встрече, а тут ещё, как назло, из издательства звонили и торопили с рукописью. Так что, извините, но сегодня никак не смогу.

  - Да, всего делов-то пять минут, не больше! Тем более, я у Вашего подъезда уже час стою.

  - "Всего делов",- машинально отметил для себя Глазычев,- Господи, ну как с таким разговаривать после этого? Могу себе представить, что у него за стихи. - А, извините, где Вы адрес...

  -Да, всё тот же Сухов и дал!

  -Ну, это вообще ни в какие ворота не лезет!- подумал профессор и нелитературно помянул мать поэта Сухова,- такого, Аркадий, я тебе никогда не прощу!

  -Пять минут, Владимир Владимирович! Умоляю! Ну что Вам стоит?

  - Ладно, заходите... Только дайте мне хоть немного в порядок себя привести. Пол ночи сидел над рукописью,- опять зачем-то соврал Глазычев,- и поэтому только что проснулся...

*   *   *
 

  -А, Вы, извините, давно стихи пишете?, - профессор деликатно начал издалека, поскольку сходу никак не мог подобрать нужных слов, чтобы как можно скорее выпроводить Хворостенко.

  - Знаете, я пишу с самого детства, но только около двух лет назад задумался о серьёзной литературе. И вот он результат у Вас в руках.

  Владимир Владимирович взял рукопись. На первой странице красовалась надпись: "Владимир Хворостенко. Я люблю тебя, мой город". Следующая страница открывалась стихотворением, которое, по-видимому, и определяло главный лейтмотив будущей книги:

Я люблю тебя, мой город,
Даже если невзначай,
Наверну сто грамм за ворот
Ты на это не серчай!

  -Это... стихи?- с едва скрываемым сарказмом спросил профессор.

  -Стихи! А Вам они что, не нравятся?

 -Ну, как Вам сказать...

*   *   *

  Прошёл час. Поэт Хворостенко уже совсем освоился в профессорской квартире и с таким жаром навязал Глазычеву дискуссию о новых веяниях в современной поэзии, что тот и сам теперь не рад был, что вообще ввязался в эту нелепую говорильню.

 -Поймите, - горячился автор,-  все эти архаичные строки типа:

Запылённых акаций навесы,
Громыханье трамваев ночных,
Но ни скверы Москвы, ни бульвары Одессы
Не заменят мне улиц твоих...
 
уже давным-давно безнадёжно устарели! Сейчас уже так никто не пишет.

 -Вы уверены?

 -Убеждён! Почитайте хотя бы последний выпуск нашего городского литературного журнала "Губернская улица", который почти полностью посвящён творчеству молодых поэтов. Там же совершенно иная ритмика стиха, другой взгляд на творчество, не скованное жёсткими рамками рифм, размеров и прочей лабуды. Это всё ушло! Кануло в Лету вместе с тоталитарным режимом и его жесточайшими ограничениями и правилами, которые были присущи всему, в том числе, и поэзии! Это в те годы поэты неделями бились над каждой строкой или словом, но теперь-то ведь совсем иной ритм жизни, согласитесь! Тратить неделю своей жизни на каждое отдельное стихотворение - безумие! Сегодня важен порыв души! Фантазируй, твори, а главное записывай всё то бесценное, что ты почувствовал именно в эту минуту! Потому, что потом это мгновение уйдёт навсегда вместе с каждым  твоим ненаписанным стихотворением!

 - Да Вы, я смотрю, философ...

 -Это потому, что молодёжь сегодня совсем иначе смотрит на жизнь и ждёт от нас - поэтов нового поколения, совершенно иных стихов и книг о любимом городе...

 -Скажите, а без "ста граммов" в стихах о любимом городе никак нельзя?

 -Ну, при чём тут "сто грамм"? Вас это смущает? А по-моему, это новаторство! Во всяком случае так ещё никто не писал! Да и не в "ста граммах" дело! Это же юмор. Шутка. Да, неужели для того, чтобы объясняться в любви к родному городу нужно обязательно быть застёгнутым на все пуговицы? Согласитесь, но ведь это же ханжество.

 - Разве? Никогда бы не подумал...

 - Конечно! Ведь в данном случае "сто грамм" - это же просто образ, эпитет, некий символ доверительности и раскрепощённости. Попробуйте раскрепоститься и что-либо написать и Вы сами легко убедитесь в том, что это будет совсем иная степень писательской свободы. Не пробовали?

 - Как-то не доводилось...

 - Кстати, а сами не хотите попробовать? - поэт потянулся к сумке и достал оттуда бутылку армянского коньяка.

 -Боже упаси! С утра, да и к тому же... я совсем не пью. Сердце, знаете ли...,- пришлось в очередной раз соврать профессору.

 -Владимир Владимирович, ну хотя бы по одной рюмке! - Хворостенко был неумолим,- Только лишь для того, чтобы Вы сами смогли убедиться в правоте моих слов. Всего одну!

- Ну, не знаю. Это как-то слишком уж неожиданно...

*   *   *

 - Наташ, который час?

 - Пол девятого, алкоголик.

 -Утра или вечера?

 -Утра, конечно. Я на работу убегаю. У меня сегодня квартальный отчёт и поэтому начальница просила пораньше прийти.

 -А Хворостенко где?

 -Да, ушёл твой поэт ещё с вечера. Еле выпроводила его. Я, когда с работы пришла, вы с ним уже вторую бутылку допивали.

 -А дальше?

 -А дальше ты мне всю ночь стихи читал.

 - Какие???

 -Что-то вроде "Я люблю тебя, мой город". Дальше не помню...

 - Не может этого быть...

 -Может! Вовка, ты кончай с этим делом. Ну нельзя же так! Каждый день у тебя попойки. Подумай, наконец, о своём здоровье - ты же не мальчик уже... А ещё вчера весь вечер твои аспирантки названивали. Я сказала им, что у тебя грипп и температура. Короче, выкручивайся сам. Ну всё, пока! Крепись, профессор!

*   *   *


  Май пролетел незаметно. В университете у Глазычева было полным-полно дел и полное отсутствие свободного времени. Никуда не денешься - конец учебного года! Владимир Владимирович на работе был загружен под завязку и домой приходил поздно.  Вот и сегодня с самого утра он уже успел ответить на кучу звонков - одним что-то обещал, с другими о чём-то договаривался, меняя интонацию в голосе с назидательной на просительную и наоборот. В дверь неожиданно позвонили.

 -Чёр-рт! - выругался профессор, - кого это нелёгкая принесла в такую рань? Неужели с кафедры? В дверях стоял Хворостенко.

 -Здравствуйте, профессор!- поэт, казалось, светился от радости! - Вот!, - протянул он Глазычеву новенькую книжку, где на ядовито-жёлтой обложке значилось: "Владимир Хворостенко.  Я люблю тебя, мой город".

 - Только что в типографии получил, и сразу к Вам - спешу порадовать! Ведь без Вашей рекомендации её бы не было. Поэтому Вы, так сказать, крёстный отец этой книги.

  В сумке у поэта что-то характерно звякнуло.

 -Я поэтому сразу к Вам, профессор. Только чтобы спасибо сказать! Буквально на минутку! Вы позволите?

 - Да я, знаете ли, очень занят сегодня...

 - Всего на одну минуту, профессор! Ну что Вам стоит?

   Глазычев тяжело вздохнул и, пропустив гостя на кухню, покорно поплёлся следом. Загнанный стечением обстоятельств в нелепую западню, он испытывал примерно те же чувства, какие, по всей видимости, испытывают рыбы, попавшие в рыболовную сеть. Выхода из такой ситуации не было никакого. Приходилось одно - мириться с обстоятельствами и уповать на Всевышнего. Осознавая это, профессор ещё раз обречённо вздохнул и, мельком посмотрев на часы, приготовился к худшему...
 
*   *   *